119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Круглый стол РГО: «Законодательное регулирование в нефтегазовой отрасли. Проблемы, пути решения»

15 сентября 2022 Просмотров: 10467
Представители компаний нефтегазовой отрасли и экспертного сообщества обсудили проблемы законодательного регулирования и высказали свое видение их решения.

Круглый стол, посвященный этой теме, организовало на площадке Петербургского международного газового форума Российское газовое общество. Задачей дискуссии было собрать предложения отраслевого сообщества для дальнейшей проработки с профильными органами государственной власти.

О работе по развитию законодательства, которую РГО ведет уже сейчас, рассказал вице-президент, исполнительный директор РГО Николай Исаков. Так, в условиях санкций большое внимание уделяется вопросам развития рынка газа и обеспечения устойчивости его функционирования, определения рациональной конфигурации экспортной газовой стратегии России, вопросам организации биржевой торговли газом и формирования общего рынка газа ЕАЭС.

Проводится большая работа по подготовке предложений по проектам нормативных правовых актов в сфере регулирования градостроительной деятельности и земельных отношений в ТЭК. В ней участвуют Минэнерго, ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Лукойл», ПАО «Транснефть», Сургутнефтегаз, а также компаний Группы Газпром.

Под особым контролем сейчас работа, направленная на разработку и сопровождение проектов НПА, направленных на внедрение интеллектуальной системы учета газа.

«Внедрение интеллектуального учета является ключевым решением для поставщика и потребителя газа, обеспечения прозрачности оперативности учета, сокращения потерь газа и повышения надежности газоснабжения», - подчеркнул Николай Исаков.

Отдельное направление работы РГО совместно с ПАО «Газпром», ООО «Газпром газомоторное топливо» и НГА - создание условий для ускоренного развития использования природного газа в качестве моторного топлива.

Еще одно направление – совершенствование нормативной базы для повышения безопасности содержания и использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Член комитета Государственной Думы по энергетике, координатор партийного проекта "Единой России" «Зеленая энергетика» Юрий Станкевич затронул вопросы стратегии развития ТЭК, связанные с ней вопросы целеполагания, государственной поддержки важнейших направлений его развития. Комитет Госдумы по энергетике в июле 2022г. провел круглый стол, посвященный предложениям к проекту Энергостратегии до 2050г., с рекомендациями по его итогам можно ознакомиться на сайте комитета. Вопросы, связанные с ТЭК, обсуждаются и в рамках бюджетного процесса.

Он рассказал о работе, связанной с реализацией программы социальной газификации. Речь идет о принципиальном совершенствовании всей модели газификации, предусмотрена разработка проектов федеральных законов и НПА, направленных на разрешение проблемных вопросов.

Так, в прошлом году Государственной Думой был принят № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», которым в частности:
  • введены понятия «единый оператор газоснабжения», «региональный оператор газификации», «газораспределительная организация»);
  • изменен статус региональных топливно-энергетических балансов, превращаясь в аналитические и прогнозные документы, они ложатся в основу концепции энергообеспечения региона; на их основе и будут строиться региональные программы газификации;
  • решается вопрос, касающийся источников финансирования газификации.
  • Сегодня комитетом ведется активная работа по подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроекта № 49335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации».
Нововведения касаются понятийного аппарата, также расширяются полномочия Правительства РФ в части утверждения порядка разработки, согласования и принятия схем газоснабжения и газификации и др. В законопроекте находит свое продолжение и тема топливно-энергетических балансов субъектов РФ, затрагиваются вопросы финансирования мероприятий по газификации и т.д.

Заведующий отделом исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин высказал мнение, что сегодня нецелесообразно принимать новый вариант Энергостратегии, поскольку на фоне развивающегося кризиса пока нельзя нащупать исходную точку. Более актуально сегодня принятие планов развития на 2-3 года.

Вячеслав Кулагин озвучил несколько наиболее острых для отрасли вызовов. Среди них - снижение объема экспорта газа на европейский рынок и, как следствие, снижение доходов и отрасли, и бюджета; необходимость замещения импортного оборудования и технологий компаний, ушедших с российского рынка; рост затрат нефтегазовых компаний; увеличение сезонного колебания спроса на внутреннем рынке газа; возникновение новых рисков по мере запуска рынка газа ЕАЭС.

Регулирование отрасли не успевает за развитием ситуации. Необходимо его совершенствование в части регулирования тарифов на транспорт газа, поддержка импортозамещения с гарантиями для инвесторов, пересмотр ряда подходов к стратегическому планированию, изменения в модель ценообразования на газ на внутреннем рынке газа, государственная поддержка, включая налоговую и кредитную политику проектов, ориентированных на восточное направление.

Первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Илья Кучеров остановился в своем выступлении на регуляторных рисках, связанных с формированием общего рынка газа ЕАЭС. Работа над соответствующим законодательством началась в 2024 г., но сегодня говорить о том, что к 2025г. будет создан общий нормативный контур для функционирования такого рынка, не приходится. Не выполнен целый ряд мероприятий, предусмотренных планом формирования общего рынка; сохраняются значительные различия в законодательном регулировании рынков газа стран-участников ЕАЭС, различия в развития биржевых инструментов; существуют значительные противоречия интересов стран-экспортеров и стран-экспортеров, входящих в ЕАЭС.

Заместитель начальника департамента ПАО «Газпром» Виталий Мозолев рассказал о наиболее важных для компании направлениях регулирования.

При участии Группы Газпром за последний год были приняты несколько десятков федеральных законов, в том числе, направленные на:
  • создание возможности строительства, реконструкции части линейного объекта, в том числе при проведении его капитального ремонта;
  • создание условий для проведения капитального ремонта магистральных газопроводов методом параллельной прокладки;
  • совершенствование условий установления публичного сервитута для строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами;
  • снижение размера госпошлины за государственную регистрацию прав на объекты сетей газораспределения и газопотребления с 22 тыс. руб. до 2 тыс.руб. начиная с 2022 года;
  • исключение необходимости получения разрешения на строительство, реконструкцию газопроводов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1.2 мПа включительно;
  • противодействие несанкционированным подключениям к газовым сетям в части усиления административной ответственности за повторное самовольное подключение к газопроводам.
Газпром заинтересован, в первую очередь, в сохранении эффективных проверенных временем правовых институтов, направленных на обеспечение безопасности функционирования объектов систем газоснабжения и стабильности поставок газа.

Так, компании приходится отстаивать и доказывать необходимость сохранения правового института охранных зон магистральных газопроводов, потому что Правительством РФ подготовлены законодательные инициативы по его упразднению.

Также ПАО «Газпром» настаивает на необходимости сохранения действующей модели регулирования субъектов естественных монополий и их инвестиционной деятельности. По вопросу регулирования деятельности субъектов естественных монополий и регулирования инвестиционной деятельности, Правительство России разработало еще один законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Газпром направил свою позицию по нему.

Заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти ПАО «Т плюс» Василий Копылов отметил, что теплоэнергетика обеспечивает 34% потребления на внутреннем рынке газа, и потребности в области совершенствования регулирования газовой отрасли и теплоэнергетики во многом общие. Обширная их часть связана с дисциплиной платежей за энергоресурсы, в частности, взысканием задолженности с неотключаемых потребителей, ростом задолженности в связи с действующим мораторием на банкротство. Необходимо совершенствование законодательства о концессионных соглашениях. Также Василий Копылов отметил, что правоприменение значительно отстаёт от законодательства.

Вице-президент РГО Юрий Важенин также заострил внимание участников дискуссии на проблеме зон минимальных расстояний магистральных трубопроводов. Нет единого подхода даже в бесспорном вопросе необходимости сохранения охранных зон трубопроводов и ужесточении порядка работы в них. По ЗОУИТ всё значительно сложнее.

В рекомендациях Парламентских слушаний в марте 2020 года, было высказано предложение реализовать дифференцированный подход к установлению границ зон минимальных расстояний в зависимости не только от видов и характеристик магистральных трубопроводов и объектов сближения, но и, в соответствии с международной и отечественной практикой, от показателей риска аварий.

Нормативные возможности применения риск-ориентированного подхода содержатся в техническом регламенте Евразийского экономического союза «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов».

Возможность сокращения минимальных расстояний реализована и в российском законодательстве. Таким образом, риск-ориентированный подход может применяться для обоснования сокращения минимальных расстояний до конкретных объектов, но необходимо устранить проблему отсутствия в законодательстве нормы об ответственном за принятие решений.

Также Юрий Важенин коснулся вопроса целеполагания и стратегии развития ТЭК: «Для подготовки, обсуждения и принятия законов мы чётко должны понимать, что нас ждёт впереди? Какова перспектива нефтегазовой отрасли? Да, и вчера, и сегодня, и вероятно, ещё не одну «пятилетку" ТЭК будет локомотивом экономики России. Но уже в значительно большей конкуренции и в очень сложных внешних условиях. Крупнейшие экономики мира взяли курс на сокращение и уход от угля, нефти и газа ещё до последних событий. Сейчас трансформация происходит с невероятной быстротой. Это требует пересмотра, корректировки ряда стратегических документов, в том числе и Энергетической стратегии России».