Роль сжиженных газов в реализации программы социальной газификации в регионе
https://www.traditionrolex.com/42
29 сентября 2022
Просмотров: 5065
Сессия, организованная совместно с Российским газовым обществом, прошла 29 сентября в Южно-Сахалинске в рамках Дальневосточного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина 2022».
Открывая дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике, президент РГО Павел Завальный заявил: «Задача номер один для устойчивого функционирования газовой отрасли в новых сложных условиях – развитие внутреннего спроса на энергоресурсы, прежде всего, газ. Это означает ускоренную максимально возможную газификацию регионов, в том числе, за счет СПГ и СУГ, расширение использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте, в том числе, морском. Что отрадно, работа по этим направлениям началась задолго до наступления нынешнего кризиса, в том числе, в части формирования нормативной базы».
Базовый закон, который и дал старт социальной газификации, был принят в 21м году, были введены понятия «единый оператор газоснабжения», «региональный оператор газификации», «газораспределительная организация»; поменялся статус региональных ТЭБ, был решен, касающийся источников финансирования газификации и т.д. Сейчас Комитетом Государственной Думы по энергетике ведется работа по подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроекта, вносящего следующий пакет изменений, в том числе, расширяются полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в части вопросов, связанных с организацией газификации. Это позволит ускорить реализацию программ.
Работа по газификации ведётся под постоянным контролем заместителя председателя правительства Александра Новака, в этом году должно быть газифицировано порядка миллиона домовладений. Но это все касается тех регионов, где есть трубный газ.
Там же, где его нет, необходима так называемая альтернативная газификация, при помощи СПГ и СУГ. Это особенно актуально для регионов Дальнего Востока. И СПГ, и СУГ имеют свои преимущества для использования при альтернативной газификации. При этом важно понимать, что эти ресурсы значительно дороже, чем трубный газ, в пять раз и больше, значит, экономически такая газификация выходит значительно дороже сетевой. Соответственно, существует задача разработать экономическую модель и механизмы проведения социальной газификации с использованием сжиженных газов.
Вопросы газификации напрямую связаны с вопросом составления текущих и перспективных топливно-энергетических балансов регионов. Необходимо понимание того, каким образом каждый субъект Федерации может обеспечить надёжное энергоснабжение с учётом всех доступных в нем видов топлива. Только так можно понять, какое место должна занять газификация в энергообеспечении каждого региона, каким способом она должна проводиться, за счёт каких источников финансирования. Работа эта очень непростая, и не все регионы справляются.
Сегодня на Сахалине реализуется пилотный проект СПГ-газификации. Важно, чтобы он стал успешным, и этот опыт можно было бы применить в других регионах страны.
Антон Рубцов, директор департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики РФ сообщил, что сегодня министерство создало отдельный департамент, который занимается газификацией и вопросами развития внутреннего рынка газа, что подчеркивает важность стоящих в этой сфере задач.
По итогам 2021 годы были подписаны соглашения о газификации между Газпромом и 72 субъектами федерации, газифицировано 342 населенных пунктах. До 2025 года планируется газификация 3600 населенных пунктов. Потенциал газификации – порядка 2 миллионов домовладений, на сегодня подано порядка миллиона заявок. Одним из ограничивающих факторов является недостаточное развитие сетевой инфраструктуры. Ещё один - цена с проведение газа в границах участков, в самих домах граждан. Зачастую эти работы не по карману потребителю, необходимо субсидирование за счёт региональных бюджетом. Сахалинская область является примером ответственного отношения к этому вопросу.
Что касается автономной газификации, даже в тех случаях, когда в регионах сегодня используются дорогие альтернативные виды топлива, тот же мазут, и переход на газ не делает энергообеспечение дороже, модель газификации должна быть экономически эффективной. Это требует разработки определенных механизмов субсидирования, в том числе, за счёт экспорта. Эта модель работает на территории европейской части страны, такая же складывается и в зоне ЕСГ на востоке. Похожий механизм может быть использован для СПГ газификации, если разрешить экспорт части газа малотоннажных СПГ-проектов.
Кирилл Молодцов, руководитель рабочей группы РГО, отметил, что в Дальневосточном округе доля домовладений, попадающих под социальную газификацию сетевым газом, минимальна. Регион может и должен стать драйвером альтернативной газификации. При этом важно соблюдать принцип социальной справедливости, чтобы для граждан сетевая и альтернативная газификация стоили одинаково, и принцип социальности был соблюдён.
Для обеспечения этого принципа и, одновременно, привлечения производителей СПГ и СУГ к программам газификации есть смысл присмотреться к модели ДПМ, существующей в электроэнергетике, когда компаниям гарантируется определенная доходность.
РГО подготовило пакет предложений, направленных на создание экономической модели альтернативной газификации. Среди них - разработка механизма социально ориентированного ценообразования на рынках СУГ и СПГ за счет регулирования цен и объемов СПГ и СУГ для целей социальной газификации или формирования цен по принципу «затраты плюс» и адресного субсидирования населения; реализация мер поддержки рынков СУГ и малотоннажного СПГ, включая упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям; выделение льготного финансирования на реализацию проектов СПГ; предоставление права экспорта СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, при условии направления не менее 75% СПГ на внутренний рынок; внедрение механизма компенсации сезонной неравномерности потребления СПГ населением.
Иван Молчанов, генеральный директор ООО «Трансгаз» отметил, что плотность населения на Дальнем Востоке очень небольшая, что создаёт проблемы в достижении экономической эффективности газификации, в том числе, и за счёт СУГ. Компания ведёт в регионах Дальнего Востока работу по газификации за счёт СУГ предприятий, поставки газа на заправочные станции для заправки автотранспорта. Именно автотранспорт является стабильным потребителем сжиженных газов. Население сегодня практически не использует СУГ для отопления домов, компании – лишь в качестве временного варианта в ожидании прихода сетевого газа. в принципе при нынешнем ценообразовании на СУГ использование его для отопления не представляется экономически оправданной. СПГ для этих целей будет стоить немного дешевле, но и они проигрывают конкуренцию углю.
Денис Воробьев, заместитель генерального директора ООО «Аврора СПГ» рассказал об опыте развития малотоннажных СПГ-проектов на Дальнем Востоке. Компания принимает участие в проекте газификации Читы. Город, считающийся одним из самых экологически неблагополучных в стране, получил субсидии на газификацию, для которой будет использован СПГ. Вопрос о стоимости газа для потребителя связан не только с себестоимостью производства СПГ, но и с железнодорожным тарифом на его перевозку, что делает СПГ недостаточно конкурентным с учётом небольших объемов. Увеличение загрузки завода, например, за счёт производства СПГ для нужд транспорта, позволило бы снизить эту цену.
Открывая дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике, президент РГО Павел Завальный заявил: «Задача номер один для устойчивого функционирования газовой отрасли в новых сложных условиях – развитие внутреннего спроса на энергоресурсы, прежде всего, газ. Это означает ускоренную максимально возможную газификацию регионов, в том числе, за счет СПГ и СУГ, расширение использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте, в том числе, морском. Что отрадно, работа по этим направлениям началась задолго до наступления нынешнего кризиса, в том числе, в части формирования нормативной базы».
Базовый закон, который и дал старт социальной газификации, был принят в 21м году, были введены понятия «единый оператор газоснабжения», «региональный оператор газификации», «газораспределительная организация»; поменялся статус региональных ТЭБ, был решен, касающийся источников финансирования газификации и т.д. Сейчас Комитетом Государственной Думы по энергетике ведется работа по подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроекта, вносящего следующий пакет изменений, в том числе, расширяются полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в части вопросов, связанных с организацией газификации. Это позволит ускорить реализацию программ.
Работа по газификации ведётся под постоянным контролем заместителя председателя правительства Александра Новака, в этом году должно быть газифицировано порядка миллиона домовладений. Но это все касается тех регионов, где есть трубный газ.
Там же, где его нет, необходима так называемая альтернативная газификация, при помощи СПГ и СУГ. Это особенно актуально для регионов Дальнего Востока. И СПГ, и СУГ имеют свои преимущества для использования при альтернативной газификации. При этом важно понимать, что эти ресурсы значительно дороже, чем трубный газ, в пять раз и больше, значит, экономически такая газификация выходит значительно дороже сетевой. Соответственно, существует задача разработать экономическую модель и механизмы проведения социальной газификации с использованием сжиженных газов.
Вопросы газификации напрямую связаны с вопросом составления текущих и перспективных топливно-энергетических балансов регионов. Необходимо понимание того, каким образом каждый субъект Федерации может обеспечить надёжное энергоснабжение с учётом всех доступных в нем видов топлива. Только так можно понять, какое место должна занять газификация в энергообеспечении каждого региона, каким способом она должна проводиться, за счёт каких источников финансирования. Работа эта очень непростая, и не все регионы справляются.
Сегодня на Сахалине реализуется пилотный проект СПГ-газификации. Важно, чтобы он стал успешным, и этот опыт можно было бы применить в других регионах страны.
Антон Рубцов, директор департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики РФ сообщил, что сегодня министерство создало отдельный департамент, который занимается газификацией и вопросами развития внутреннего рынка газа, что подчеркивает важность стоящих в этой сфере задач.
По итогам 2021 годы были подписаны соглашения о газификации между Газпромом и 72 субъектами федерации, газифицировано 342 населенных пунктах. До 2025 года планируется газификация 3600 населенных пунктов. Потенциал газификации – порядка 2 миллионов домовладений, на сегодня подано порядка миллиона заявок. Одним из ограничивающих факторов является недостаточное развитие сетевой инфраструктуры. Ещё один - цена с проведение газа в границах участков, в самих домах граждан. Зачастую эти работы не по карману потребителю, необходимо субсидирование за счёт региональных бюджетом. Сахалинская область является примером ответственного отношения к этому вопросу.
Что касается автономной газификации, даже в тех случаях, когда в регионах сегодня используются дорогие альтернативные виды топлива, тот же мазут, и переход на газ не делает энергообеспечение дороже, модель газификации должна быть экономически эффективной. Это требует разработки определенных механизмов субсидирования, в том числе, за счёт экспорта. Эта модель работает на территории европейской части страны, такая же складывается и в зоне ЕСГ на востоке. Похожий механизм может быть использован для СПГ газификации, если разрешить экспорт части газа малотоннажных СПГ-проектов.
Кирилл Молодцов, руководитель рабочей группы РГО, отметил, что в Дальневосточном округе доля домовладений, попадающих под социальную газификацию сетевым газом, минимальна. Регион может и должен стать драйвером альтернативной газификации. При этом важно соблюдать принцип социальной справедливости, чтобы для граждан сетевая и альтернативная газификация стоили одинаково, и принцип социальности был соблюдён.
Для обеспечения этого принципа и, одновременно, привлечения производителей СПГ и СУГ к программам газификации есть смысл присмотреться к модели ДПМ, существующей в электроэнергетике, когда компаниям гарантируется определенная доходность.
РГО подготовило пакет предложений, направленных на создание экономической модели альтернативной газификации. Среди них - разработка механизма социально ориентированного ценообразования на рынках СУГ и СПГ за счет регулирования цен и объемов СПГ и СУГ для целей социальной газификации или формирования цен по принципу «затраты плюс» и адресного субсидирования населения; реализация мер поддержки рынков СУГ и малотоннажного СПГ, включая упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям; выделение льготного финансирования на реализацию проектов СПГ; предоставление права экспорта СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, при условии направления не менее 75% СПГ на внутренний рынок; внедрение механизма компенсации сезонной неравномерности потребления СПГ населением.
Иван Молчанов, генеральный директор ООО «Трансгаз» отметил, что плотность населения на Дальнем Востоке очень небольшая, что создаёт проблемы в достижении экономической эффективности газификации, в том числе, и за счёт СУГ. Компания ведёт в регионах Дальнего Востока работу по газификации за счёт СУГ предприятий, поставки газа на заправочные станции для заправки автотранспорта. Именно автотранспорт является стабильным потребителем сжиженных газов. Население сегодня практически не использует СУГ для отопления домов, компании – лишь в качестве временного варианта в ожидании прихода сетевого газа. в принципе при нынешнем ценообразовании на СУГ использование его для отопления не представляется экономически оправданной. СПГ для этих целей будет стоить немного дешевле, но и они проигрывают конкуренцию углю.
Денис Воробьев, заместитель генерального директора ООО «Аврора СПГ» рассказал об опыте развития малотоннажных СПГ-проектов на Дальнем Востоке. Компания принимает участие в проекте газификации Читы. Город, считающийся одним из самых экологически неблагополучных в стране, получил субсидии на газификацию, для которой будет использован СПГ. Вопрос о стоимости газа для потребителя связан не только с себестоимостью производства СПГ, но и с железнодорожным тарифом на его перевозку, что делает СПГ недостаточно конкурентным с учётом небольших объемов. Увеличение загрузки завода, например, за счёт производства СПГ для нужд транспорта, позволило бы снизить эту цену.