Актуализация энергобалансов регионов – важнейший этап на пути к газификации страны
https://www.traditionrolex.com/42
12 ноября 2024
Просмотров: 599
Комитет Государственной Думы по энергетике считает актуализацию энергобалансов и схем газоснабжения в субъектах Российской Федерации на период 2026-2030 гг. важнейшим этапом на пути к достижению целевого показателя газификации страны 82,9 % к 2030 году.
Расширенное заседание Комитета, посвященное нормативным аспектам этой работы, состоялось 12 ноября 2024 г.
Открывая заседание, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов поблагодарил представителей региональных органов власти за активное участие в подготовке темы и поблагодарил их за обратную связь. «Предоставленная вами информация позволяет понять, как протекает процесс актуализации, с какими трудностями вам приходится сталкиваться. Мы все понимаем, что без своевременного и качественного проведения этой работы нам будет сложно достичь целевого показателя газификации страны 82,9%, выполнить задачу, поставленную Президентом России», — отметил он. Также он подчеркнул важность увязывания ТЭБ схем газоснабжения регионов с Энергостратегией - 2050, которая должна быть принята в ближайшее время, и Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, координацию с прочими отраслевыми схемами.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, отвечающий за тематику развития газовой отрасли, обратил внимание участников дискуссии на то, что в следующем году заканчивается выполнение ранее принятых пятилетних программ газификации регионов, ожидаемый уровень газификации составит порядка 75%. Каждый следующий процент до необходимых 82,9% к 2030 году, будет достигаться труднее, поскольку речь идет уже и о тех территориях, где на сегодня газа нет в принципе. Подготовку новых схем газоснабжения и программ газификации необходимо вести с учетом изменений, которые законодатели внесли в нормативную базу с момента принятия Президентом решения о запуске программы социальной газификации. Сегодня с точки зрения нормативной базы развитие газоснабжения должно соответствовать целевым прогнозным топливно-энергетическим балансам регионов, а газификация территорий РФ - осуществляться в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации ЖКХ, промышленных и других организаций, разработанными на основании схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации.
«При этом, как показала практика, для некоторых регионов задача разработки прогнозных ТЭБ является трудновыполнимой по разным причинам, есть вопросы к качеству документов. Разработка схем газоснабжения также «спотыкается» о целый ряд административных и финансовых затруднений, для преодоления которых требуется, в том числе, совершенствование нормативной базы», — заявил Павел Завальный.
Директор департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики РФ Артем Верхов рассказал о той работе, которая ведется Министерством и органами исполнительной власти регионов по актуализации ТЭБ и схем газоснабжения. Целевые прогнозные ТЭБ разработаны в 85 регионах, 3 региона представили отчетный ТЭБ за 2023 год, 57 регионов представили отчетный ТЭБ только за 2022 год. При этом 37 ТЭБ разработаны специализированными организациями, 45 ТЭБ разработаны региональными органами исполнительной власти самостоятельно.
Анализ предоставленных регионами балансов выявил ряд ключевых недостатков, допущенных при их составлении. Так, не учитывается инфраструктурная составляющая и экономически оправданная цена природного газа, техническая возможность поставки прогнозных объемов газа в регион.
Также среди недостатков - низкий уровень методологии сбора требуемых первичных данных, а также недостаточность учета данных о социально-экономическом положении в регионе для составления и анализа фактических ТЭБ. Отсутствует привязка к программам социально-экономического развития регионов и программ развития отраслей ТЭК.
На муниципальном уровне в значительном количестве субъектов отсутствуют квалифицированные специалисты, которых можно привлечь для выполнения работ по составлению ТЭБ; недостаточно информации, предоставляемой потребителями и производителями энергоресурсов, нет единого порядка ведения информационных баз данных. При разработке прогнозных ТЭБ не прорабатываются вопросы использования других видов топлива, кроме газа.
Что касается Генеральных схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, они разработаны в 63 регионах, в 19 регионах проводится актуализация ранее разработанных.
Сегодня ведется работа по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 3 мая 2024 г. № 567 «Об утверждении Правил разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации». Речь идет, в том числе, об увеличении переходного периода, в течение которого эти схемы должны быть разработаны, с одного года до двух лет; а также об установлении минимального периода актуализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации не реже чем один раз в 10 лет.
Генеральный директор АО «Газпром промгаз» Николай Сторонский обратил внимание на проблему расчета так называемой «инфраструктурной составляющей» при составлении ТЭБ. Учет в них затрат на создание инфраструктуры доставки газа позволяет учесть межтопливную конкуренцию в балансе региона и посчитать обоснованную цену газа для региона, но делает газ слишком дорогим, а потому неконкурентоспособным. Решением могло бы стать субсидирование социальной газификации в регионах.
По итогам расширенного заседания подготовлен проект Решения Комитета. В него вошли предложения Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», придающие топливно-энергетическому балансу статус документа стратегического планирования; а также возможность внесения в постановление Правительства Российской Федерации № 567 «Об утверждении Правил разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации» изменений в части продления переходного периода, предусмотренного для разработки и утверждения схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, с одного до двух лет. Также будет учтено предложение Правительству рассмотреть целесообразность и порядок применения инфраструктурной составляющей при формировании стоимости газа для отдельных потребителей и прогнозных ТЭБ регионов и схем газоснабжения субъектов Федерации.
Другие предложения к проекту, прозвучавшие в ходе заседания, должны быть направлены в Комитет в недельный срок, для учета их в итоговом варианте документа.
Расширенное заседание Комитета, посвященное нормативным аспектам этой работы, состоялось 12 ноября 2024 г.
Открывая заседание, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов поблагодарил представителей региональных органов власти за активное участие в подготовке темы и поблагодарил их за обратную связь. «Предоставленная вами информация позволяет понять, как протекает процесс актуализации, с какими трудностями вам приходится сталкиваться. Мы все понимаем, что без своевременного и качественного проведения этой работы нам будет сложно достичь целевого показателя газификации страны 82,9%, выполнить задачу, поставленную Президентом России», — отметил он. Также он подчеркнул важность увязывания ТЭБ схем газоснабжения регионов с Энергостратегией - 2050, которая должна быть принята в ближайшее время, и Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, координацию с прочими отраслевыми схемами.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, отвечающий за тематику развития газовой отрасли, обратил внимание участников дискуссии на то, что в следующем году заканчивается выполнение ранее принятых пятилетних программ газификации регионов, ожидаемый уровень газификации составит порядка 75%. Каждый следующий процент до необходимых 82,9% к 2030 году, будет достигаться труднее, поскольку речь идет уже и о тех территориях, где на сегодня газа нет в принципе. Подготовку новых схем газоснабжения и программ газификации необходимо вести с учетом изменений, которые законодатели внесли в нормативную базу с момента принятия Президентом решения о запуске программы социальной газификации. Сегодня с точки зрения нормативной базы развитие газоснабжения должно соответствовать целевым прогнозным топливно-энергетическим балансам регионов, а газификация территорий РФ - осуществляться в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации ЖКХ, промышленных и других организаций, разработанными на основании схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации.
«При этом, как показала практика, для некоторых регионов задача разработки прогнозных ТЭБ является трудновыполнимой по разным причинам, есть вопросы к качеству документов. Разработка схем газоснабжения также «спотыкается» о целый ряд административных и финансовых затруднений, для преодоления которых требуется, в том числе, совершенствование нормативной базы», — заявил Павел Завальный.
Директор департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики РФ Артем Верхов рассказал о той работе, которая ведется Министерством и органами исполнительной власти регионов по актуализации ТЭБ и схем газоснабжения. Целевые прогнозные ТЭБ разработаны в 85 регионах, 3 региона представили отчетный ТЭБ за 2023 год, 57 регионов представили отчетный ТЭБ только за 2022 год. При этом 37 ТЭБ разработаны специализированными организациями, 45 ТЭБ разработаны региональными органами исполнительной власти самостоятельно.
Анализ предоставленных регионами балансов выявил ряд ключевых недостатков, допущенных при их составлении. Так, не учитывается инфраструктурная составляющая и экономически оправданная цена природного газа, техническая возможность поставки прогнозных объемов газа в регион.
Также среди недостатков - низкий уровень методологии сбора требуемых первичных данных, а также недостаточность учета данных о социально-экономическом положении в регионе для составления и анализа фактических ТЭБ. Отсутствует привязка к программам социально-экономического развития регионов и программ развития отраслей ТЭК.
На муниципальном уровне в значительном количестве субъектов отсутствуют квалифицированные специалисты, которых можно привлечь для выполнения работ по составлению ТЭБ; недостаточно информации, предоставляемой потребителями и производителями энергоресурсов, нет единого порядка ведения информационных баз данных. При разработке прогнозных ТЭБ не прорабатываются вопросы использования других видов топлива, кроме газа.
Что касается Генеральных схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, они разработаны в 63 регионах, в 19 регионах проводится актуализация ранее разработанных.
Сегодня ведется работа по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 3 мая 2024 г. № 567 «Об утверждении Правил разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации». Речь идет, в том числе, об увеличении переходного периода, в течение которого эти схемы должны быть разработаны, с одного года до двух лет; а также об установлении минимального периода актуализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации не реже чем один раз в 10 лет.
Генеральный директор АО «Газпром промгаз» Николай Сторонский обратил внимание на проблему расчета так называемой «инфраструктурной составляющей» при составлении ТЭБ. Учет в них затрат на создание инфраструктуры доставки газа позволяет учесть межтопливную конкуренцию в балансе региона и посчитать обоснованную цену газа для региона, но делает газ слишком дорогим, а потому неконкурентоспособным. Решением могло бы стать субсидирование социальной газификации в регионах.
По итогам расширенного заседания подготовлен проект Решения Комитета. В него вошли предложения Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», придающие топливно-энергетическому балансу статус документа стратегического планирования; а также возможность внесения в постановление Правительства Российской Федерации № 567 «Об утверждении Правил разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации» изменений в части продления переходного периода, предусмотренного для разработки и утверждения схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, с одного до двух лет. Также будет учтено предложение Правительству рассмотреть целесообразность и порядок применения инфраструктурной составляющей при формировании стоимости газа для отдельных потребителей и прогнозных ТЭБ регионов и схем газоснабжения субъектов Федерации.
Другие предложения к проекту, прозвучавшие в ходе заседания, должны быть направлены в Комитет в недельный срок, для учета их в итоговом варианте документа.