119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Климатическое регулирование в топливно-энергетическом комплексе

 
24 ноября 2021 Просмотров: 666

Комитет Государственной Думы по энергетике обсудил с экспертами климатическое регулирование в топливно-энергетическом комплексе, связанные с ним вызовы и возможности.

Круглый стол прошел 24 ноября 2021г. в онлайн формате.

Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, открывая дискуссию, заявил: «Ускорение энергетического перехода в мире уже ни у кого не вызывает сомнений. Стремление развитых стран ускорить энергопереход и достичь углеродной нейтральности к середине века, создает серьезные вызовы для экономики России как одного из крупнейших экспортеров углеводородов в эти страны. Ответ на эти вызовы - выстраивание прагматичной стратегии низкоуглеродного развития страны и экспорта. Мы планируем не только встраиваться в мировую повестку, но формировать свою, развивая собственные компетенции в новых технологических секторах, в том числе, направляя на это доходы от экспорта нефти и газа.

Определенные шаги уже сделаны – Президент заявил о намерении России достичь углеродной нейтральности к 2060г, утверждена стратегия низкоуглеродного развития, принят закон о выбросах парниковых газов. Идет актуализация многих отраслевых документов. Важнейшие направления достижения углеродной нейтральности – повышение энергоэффективности и увеличение поглощающей способности лесов.

Повышение энергоэффективности сегодня – самый доступный путь декарбонизации. Потенциал энергосбережения в экономике, коммунальном хозяйстве, самом ТЭК очень высок. Треть потребляемых в стране ресурсов приходится на ТЭК, он является одним из крупных эмитентов СО2 сам по себе, кроме того, велик его вклад в углеродный след от производимой, в том числе на экспорт, продукции.   

Пакет «Fit for 55», утвержденный ЕС, предполагает введение трансграничного углеродного регулирования, так называемого СВАМ, уже в 2026 году. И в это – серьезный риск для российских производителей цемента, удобрений, металлургической продукции, электроэнергии, поставляемых в ЕС. У меня нет иллюзий насчет того, какие цели преследует Евросоюз, вводя трансграничное углеродное регулирование. Это прагматичное следование собственным экономическим интересам в условиях достижения всеобщих климатических целей. Но и Россия – часть развитого мира, мы встроены в мировую экономику, и не получится так, что все развитые страны пойдет в вопросах углеродного регулирования в одну сторону, а мы сможем пойти в другую без ущерба для себя. Тем более что вслед за ЕС подобные механизмы планируют вводить и другие страны, например, Япония, США.  

Поэтому, если сегодня мы будем проводить те же отборы проектов на строительство мощностей в электроэнергетике по программе КОММОД на 2026-28гг. и далее, закрепляя энергонеэффективную модернизацию, мы рискуем заложить мину под всю продукцию, которая будет производиться с использованием этой электроэнергии, и, соответственно, под глобальную конкурентоспособность нашей экономики. Принципы отбора необходимо менять.

Сегодня закон о выбросах парниковых газах предусматривает обязательную отчетность крупнейших эмитентов, но добровольную сертификацию снижения выбросов. На первом этапе это правильно – нам нужно научиться считать выбросы и понять цену вопроса. Но затем, очевидно, нам придется действовать более жестко, в том числе, в части возможного введения именно углеродных сборов, чтобы компании платили их в российский бюджет, а не в бюджет ЕС и других государств, которые введут трансграничное углеродное регулирование», полагает Завальный.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин подчеркнул, что сегодня налицо уже общее признание опасности глобального потепления и важности интенсификации усилий по борьбе с ним. Это подтвердила и климатическая конференция ООН в Глазго, где были приняты вполне взвешенные и адекватные решения.

В России на ТЭК приходится более половины выбросов СО2, соответственно, именно на него должны приходится значительные усилия по декарбонизации. Сегодня идет разработка конкретных планов во исполнение Стратегии низкоуглеродного развития, отдельно для добывающего сектора, для электроэнергетики и для теплоэнергетики и ЖКХ.

В части электрогенерации основные направления – повышение энергоэффективности и эволюция топливно-энергетического баланса. Необходимо обеспечить весь прирост производства электроэнергии за счет низкоуглеродных и безуглеродных источников, газа, атома и ВИЭ.

В добывающих отраслях ключевая задача – снижение выбросов метана по всей цепочке добычи, транспортировки и переработки углеводородов. Это может дать сокращение более 100 млн.т. СО2-эквивалента.   Также важно продолжать повышение уровня утилизации ПНГ.

Отдельно Павел Сорокин остановился на развитии водородной энергетики, прежде всего, переходе от «серых» технологий производства водорода к «голубым», предполагающем улавливание и хранение СО2. Это потенциально даст сотни миллионов тонн сокращения выбросов. Более того, Россия может стать технологическим лидером по улавливанию и хранению СО2. При этом развитие водородных технологий и технологий улавливания и хранения СО2 потребует существенного совершенствования нормативно-правовой базы, и министерство рассчитывает на эффективное сотрудничество с комитетом Государственной Думы по энергетике.  

Алексей Кулапин, генеральный директор Российского энергетического агентства, отметил, что, несмотря на намерение большинства развитых стран достичь углеродной нейтральности к 2050 году, углеродный характер мирового энергетического баланса сохранится, поскольку многие страны развивающегося мира все еще не решили проблему энергетической бедности.

Он обозначил основные мировые направления декарбонизации, такие как рост доли ВИЭ в генерации электроэнергии, рост доли электротранспорта, развитие систем накопления и хранения энергии, развитие «голубых» и «зеленых» водородных технологий.

Россия строит свою политику декарбонизации в русле мировых тенденций. Так, в этом году на территории России новые вводы солнечных и ветровых генерирующих мощностей превысили вводы традиционных. Приняты новые программы государственной поддержки ВИЭ до 2030 г. Ведется работа по развитию национальной системы углеродного регулирования и ее гармонизации с международными нормами. Аналогичная работа идет и части нормативного обеспечения водородной энергетики.   

Зам. начальника управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Роман Кутасин обратил внимание участников круглого стола на недостаточность внимания к энергоэффективности зданий и сооружений. При том, что вклад этого сектора в общее повышение энергоэффективности и декарбонизацию не меньше, чем вклад генерации, жестких и обязательных требований ни к новому строительству, ни к вторичному фонду на сегодня нет.   

Заместитель директора департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки РФ Антон Гусев рассказал о государственной поддержке научных исследований, направленных на развитие низкоуглеродных технологий. Сегодня основными направлениями поддерживаемых исследований являются повышение эффективности солнечной энергетики, замыкание ядерного топливного цикла, малая ядерная энергетика, накопление и хранение энергии, карбоновые полигоны для изучения поглощающей способности лесов.

Министр энергетики Сахалинской области Михаил Гузенко рассказал о так называемом сахалинском эксперименте. Сахалин стал первым пилотным регионом по введению квот на выбросы углерода и торговле ими. Дорожная карта эксперимента была утверждена в январе 2021 г. Его цель – достижение к 2025 г. углеродной нейтральности, то есть снижение до нуля разницы между выбросами парниковых газов и их поглощением с учетом возможностей экосистемы региона, а также создание регионального рынка углеродных единиц.

Выбор Сахалина для проведения эксперимента не случаен. На долю нефтегазового комплекса приходится около 80% всего промышленного производства области. Энергетический сектор является ключевым источником выбросов парниковых газов. Кроме этого, 68% территории Сахалина занято лесами, играющими важнейшую роль в выбросах и поглощении парниковых газов.

Работа по снижению выбросов будет идти на основе данных об инвентаризации парниковых газов, проводившейся в 2015-2018 гг.. Ее инструментами станут программы повышения энергетической эффективности, газификации ЖКХ и перевода угольных котельных на природный газ, развития газомоторного и электротранспорта и так далее. Потенциал сокращения выбросов парниковых газов оценивается в 1,46 млн.т. СО2-эквивалента в 2025 году от базового 2019 года.

Главным механизмом создания рынка углеродных единиц должно стать квотирование выбросов крупнейших эмитентов парниковых газов региона и возможность торговать этими квотами.

Проект федерального закона о сахалинском эксперименте, разрабатываемый Минэкономразвития РФ совместно с Правительством Сахалинской области, должен быть внесен в Государственную Думу в декабре этого года.

Ректор, профессор НИУ «МЭИ» Николай Рогалев обозначил мероприятия, которые необходимо выполнить при любых сценариях климатического регулирования. Это ускоренное создание государственной системы мониторинга выбросов парниковых газов, внедрение международных стандартов климатической отчетности, включение в национальные проекты и государственные программы целевых показателей по защите климата и снижению выбросов, установление жестких требований по энергоэффективности во всех секторах промышленности и энергетики, развитие технологий и нормативной базы улавливания и хранения СО2.

Член Правления-заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин говорил о развитии инструментов декарбонизации электропотребления. Важнейшая задача здесь – предоставление потребителю достоверной информации об углеродном статусе покупаемой им электроэнергии. Ключевым инструментом должны стать различные зеленые сертификаты и договоры. Важно нормативное сопровождение запуска этой системы, в том числе – четкое определение сертификатов и их статуса, правовая защита их оборота, разработка налогообложения зеленых инструментов. Сегодня на площадке Минэнерго совместно с энергетическим сообществом ведется разработка соответствующего законопроекта.   

Директор Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Ирина Гайда в своем выступлении коснулась приоритетов декарбонизации ВИНК. Наиболее важные темы – снижение выбросов метана, обеспечение конкурентоспособности проектов по улавливанию и хранению СО2, развитие межиндустриального сотрудничества и повышение уровня знаний о сути климатических решений и декарбонизации в профессиональной и общественной среде.

Ирина Гайда обратила внимание участников круглого стола на соглашение о снижении выбросов метана, которое было подписано в Глазго. К нему присоединились более 100 стран, на которые приходится более 50% выбросов метана и порядка 70% мирового ВВП. Россия не присоединилась к данному соглашению.

Выбросы метана в России по данным национального кадастра составляют около 4 млн.т. в год. Из них 50% приходится на производство природного газа, 35% - на производство нефти, и около 15% - на технологическое сжигание и стравливание. Важно работать над полным признанием наших данных о выбросах метана на международном уровне.

Не менее важно бороться за конкурентоспособность наших проектов по улавливанию и хранению СО2. Сегодня критериями считает наличие коллекторов вблизи центров интенсивных выбросов и обеспечение максимальной надежности хранения СО2. По этим критериям отнюдь не все российские проекты, связанные с использованием истощенных месторождений, могут оказаться конкурентоспособными. В том числе и поэтому так важно развитие межиндустриального сотрудничества по тематике снижения выбросов, улавливания и хранения СО2, создание технологических кластеров.

Особое внимание нужно уделить и климатическому образованию. Сегодня есть запрос на обучение и переобучение специалистов во многих секторах, но соответствующих программ недостаточно. Также недостаточно и общественное понимание целей и методов декарбонизации.

Заместитель начальника Департамента-начальник Управления ПАО «Газпром» Александр Ишков отметил большую роль программы социальной газификации в снижении выбросов СО2. По расчетам компании, только газификация даст снижение выбросов на 23 млн.т. в год. Кроме того, Александр Ишков предложил обратить внимание на поддержку проектов использования вторичных ресурсов в ТЭК – отводимого тепла, попутного нефтяного газа, выхлопных газов компрессорных станций и так далее. Это – один из наименее затратных способов повышения энергоэффективности в ТЭК.

Представители крупнейших энергетических компаний ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «РусГидро», рассказали о своих стратегиях в области учета и снижения выбросов парниковых газов, рисках, которые могут возникнуть при введении национального и трансграничного углеродного регулирования, мерах государственной поддержки, в том числе, нормативной, которая позволит им более эффективно вести декарбонизацию и избежать этих рисков.

В проекте рекомендаций комитета к профильным органам исполнительной власти содержатся предложения:

-актуализировать государственную программу «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» до 2035 года с учетом нового целеполагания и задач.

-ускорить разработку соответствующих международным стандартам методик количественного определения объёмов выбросов парниковых газов в России и расчета углеродоемкости российского экспорта с учетом особенностей производственных процессов.

-ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в связи с введением сертификатов происхождения электрической энергии».

-ускорить внедрение национальной системы отчетности мониторинга выбросов парниковых газов.

-рассмотреть возможность изменения правил проведения конкурентного отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций (КОММод), начиная с отборов на 2028 год, с выделением отдельной квоты для ПГУ и ТЭЦ, обеспечивающие модернизацию ТЭЦ в том числе с использованием ПГУ технологий, в целях достижения паритета обновления ТЭЦ и ГРЭС, а также повышения эффективности программы модернизации, учитывая формируемый общесистемный эффект от работы ТЭЦ в энергосистеме и на рынках электроэнергии и тепла.

-ускорить разработку системы низкоуглеродных сертификатов, с учетом практики международного уровня по широкому кругу проектов, способствующих снижению выбросов парниковых газов.

-рассмотреть целесообразность и эффективность внедрения Европейской системы квотирования и торговли углеродными единицами с оценкой влияния на темпы развития страны.

-обеспечить включение в методические рекомендации финансирования проектов устойчивого (в том числе зеленого) финансирования (проект Таксономии) объекты газификации, газовой тепло - и электрогенерации с использованием критериев наилучших доступных технологий.

-обеспечить комплексное целеполагание для развития низко - и неуглеродных технологий в отраслях ТЭК, в том числе обеспечивающих снижение углеродной интенсивности производства электроэнергии до 2035-40 гг. и так далее.

Также в рекомендации будут включены предложения участников круглого стола в части поддержки развития водородной энергетики, гидроэнергетики, использования углерода, улавливания и хранения СО2 и другие.