119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Комитет ГД по энергетике поддерживает проект ФЗ № 1116605-7 «Об ограничении выбросов парниковых газов» с учетом его доработки ко второму чтению

 
7 апреля 2021 Просмотров: 648

Комитет выступает соисполнителем при рассмотрении законопроекта.

Концепция закона об ограничении выбросов парниковых газов  включает два крупных блока. Первый - введение обязательной углеродной отчётности для крупнейших эмитентов и предоставление этой отчётности в уполномоченный правительством орган. Крупнейшими эмитентами выбросов парниковых газов считаются предприятия, которые выбрасывают более 150 тыс. тонн эквивалента СО2. Остальные организации вправе представлять углеродную отчетность на добровольной основе. Таким образом, будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и ее отраслях.

Второй блок - это формирование правовой базы для обращения углеродных едини как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Любая организация сможет на добровольной основе реализовать климатический проект.

Появление нового класса инвестиционных проектов, направленных на выполнение климатических целей Парижского соглашения, даст возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц, а это стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным механизмом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов.

При этом законопроект не предусматривает ограничительные меры для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритет – защита интересов российских производителей.

По мнению председателя комитета Павла Завального, это – правильный подход. Введение ограничительных мер в России не будет полезно для экономики, во всяком случае, на данном этапе. «Это слишком жесткая форма стимулирования декарбонизации. У нас достаточно экологичный топливно-энергетический баланс, хорошие результаты по снижению выбросов - 49% за период 1990-2017гг., большой потенциал в энергосбережении. Наши компании работают над экологизацией производства, транспортировки, переработки энергоресурсов, над соответствующей модернизацией оборудования и технологий. Но это требует времени и средств, и правильнее будет на данном этапе стимулировать скорейшую декарбонизацию всех технологических процессов с помощью мер поддержки, а не жестких ограничений», - полагает Завальный.

При этом, по мнению председателя комитета, нужно серьезно относиться к рискам, связанным с намерением ЕС и ряда других стран форсировать энергопереход, в том числе, через введение ограничений и углеродных сборов.

«Ответом на эти вызовы должно стать выстраивание и реализация стратегии низкоуглеродного развития страны. Не менее важна серьезная и предметная практическая работа по экологизации нашей экономики. С учетом положений Парижского соглашения по климату и реальной перспективы введения углеродных сборов, важно вести опережающую работу по снижению негативного влияния промышленности на окружающую среду. Это важно для поддержания глобальной конкурентоспособности. Рассматриваемый законопроект – первый шаг на этом пути», - заявил  Завальный.

Поддерживая законопроект, комитет в своем заключении указывает несколько замечаний. В частности, при установлении целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики необходимо учитывать особенности применяемых технологий производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Также важно избежать рисков введения двойного учета. Например, сегодня  ряд парниковых газов уже учитывается в рамках системы учета загрязнения атмосферного воздуха, и данные по ним включаются в статистическую отчетность. Соответственно, учет таких веществ в рамках новой системы может привести к расхождению данных и создаст риск двойного учета. Помимо этого, следует предусмотреть исключение рисков двойного регулирования в отношении одного предприятия, к которому могут быть установлены разные целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов в разрезе отраслей и в разрезе субъектов Федерации.