119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5
  1. Главное
  2. Новости
  3. Новости отрасли
  4. Комитет ГД по энергетике провел выездное совещание по вопросам налогообложения и обеспечения рентабельной разработки месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти

Комитет ГД по энергетике провел выездное совещание по вопросам налогообложения и обеспечения рентабельной разработки месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти

Февраль 20, 2021 Просмотров: 65

Мероприятие прошло 19 февраля 2021 года в Ухте (Республика Коми)

Объем российских запасов сверхвязкой нефти составляет порядка 2 млрд. тонн. Среди регионов, где ведется разработка таких запасов) республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Коми. В Коми расположено одно из старейших месторождений Тимано-Печоры — Ярегское. Его эксплуатация началась еще в 1932 году. Нефть Яреги залегает на глубине 165-200м, обладает очень высокой вязкостью. Сегодня Ярега — единственное место в России, где нефть добывают подземным - термошахтным  способом.

Как показывает мировая практика, эффективная разработка месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти требует значительных инвестиций и мер государственной поддержки. Создание стимулирующих условий в России началось в 2007 году с установлением нулевой ставки НДПИ. В 2012 году была введена льготная ставка по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть с коэффициентом 0,1 на период 10 лет. Льготы в сочетании с новыми технологическими решениями позволили интенсифицировать разработку месторождений сверхвязкой нефти в стране.  

В конце 2020года в налоговое законодательство были внесены изменения, отменяющие часть понижающих коэффициентов к НДПИ. По мнению Минфина, это должно принести бюджету порядка 290 млрд. руб. дополнительных доходов уже 2021году. Однако, по оценкам экспертов и компании ЛУКОЙЛ в долгосрочной   перспективе это может привести к сокращению производственных и инвестиционных программ добычи сверхвязкой нефти из-за снижения рентабельности, что повлечет негативные экономические и социальные последствия.

Государственный Совет республики Коми принял обращение к Государственной Думе и Совету Федерации с просьбой рассмотреть возможность сохранения действующих льгот для сверхвязкой и высоковязкой нефти.  

Для обсуждения вопроса в республику прибыла делегация представителей федеральной законодательной и исполнительной власти – Совета Федерации, Государственной Думы, министерства финансов РФ, министерства энергетики РФ. Ее члены своими глазами увидели, как добывается сверхвязкая нефть Ярегского месторождения, что дает экономике и социальной сфере рентабельная работа компании, разрабатывающей его, в экономическом и социальном плане.

В рамках выездного совещания к представителям федеральной власти присоединились депутаты и министры республики Коми.

Открывая совещание, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный сформулировал задачу дискуссии: выработать новые системные механизмы стимулирования разработки сверхвязкой и высоковязкой нефти. «Речь идет о том, что в тех условиях, в которых работает наша нефтегазовая отрасль, требуется постоянная донастройка ее налогообложения, не столько в части общеотраслевых налогов, сколько в части нефтегазовых налогов, в части дифференциации налогообложений недропользования. Внешние условия постоянно меняются, меняется конъюнктура цен, спроса, предложения, ситуация в самой отрасли и на каждом месторождении. Где-то на месторождениях высокий уровень рентабельности, где-то низкий, и некоторые принимаемые решения могут привести к снижению эффективности тех инвестиций, которые сделаны. В данном случае такая ситуация сложилась с налогообложением сверхвязкой нефти. Это касается и Коми, Ханты-Мансийского округа, и Татарстана. Необходимо долгосрочные системные решения, обеспечивающее предсказуемость и эффективность инвестиций, например, с применением режима НДД, инвестиционных налоговых вычетов с заключением соответствующих соглашений», заявил Завальный.

Заместитель Председателя Правительства Республики Коми Ирина Бахтина поблагодарила представителей федеральных органов государственной власти за проявленную готовность к диалогу и стремление разобраться в ситуации на месте. Она обратила внимание участников совещания на то, какую роль играет добыча сверхвязкой и высоковязкой нефти и связанная с ней деятельность в экономике региона. Так, накопленные инвестиции компании ЛУКОЙЛ в Ярегское месторождение составляют около 250 млрд. руб., запланированные - более 800 млрд. руб. Кроме того, компания строит социальные объекты, жилье, обеспечивает хорошие рабочие места, даёт перспективу развития и Яреге, и всей республике.

«Принятые решения по мерам налогового стимулирования для сверхвязкой и высоковязкой нефти могут оказать критическое влияние на планы дальнейшей разработки. И если разработка месторождения станет убыточной, это больно ударит по республике. Бюджет Коми может потерять до 7 млрд. руб. Есть риск роста безработицы, социальной напряженности, снижение дохода людей и потребительского спроса, оттока молодёжи из региона», - отметила Ирина Бахтина.

Вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» по экономике и планированию Геннадий Федотов рассказал об особенностях и проблемах добычи сверхвязкой нефти на примере Ярегского месторождения. Несмотря на то, что это – одно из старейших месторождений Тимано-Печорского бассейна, оно является современным и высокотехнологичным. В 2017 году здесь была построена уникальная для нашей страны водоподготовительная установка мощностью 700 кубометров в час. Она была запущена в промышленную эксплуатацию вместе с пунктом подготовки сбора нефти "Ярега", образовав единый производственный комплекс. Тогда же, в 2017 году, заработал энергоцентр "Ярега" мощностью 73 мегаватт. Общий объем инвестиций составил 180млрд.рублей.

В настоящий момент извлекаемые запасы нефти 384 млн. т. Полка добычи среднесрочной перспективе предполагалась на уровне более 7 млн. т. в год.

В результате принятых решений по сверхвязкой нефти налоговая нагрузка выросла в 25 раз, по высоковязкой - в 1,5 раза. Соответственно уже при вполне вероятной цене около 40 долларов и ниже возникают риски операционной убыточности на данных месторождениях. При изменении планов разработки, переносе инвестиций могут возникать техногенные риски, связанные с прекращением частичной эксплуатации и отказом от развития месторождений, также возникают потенциальные риски безвозвратной потери запасов, потому что данные месторождения требуют специальных технологий разогрева пласта, и при его охлаждении часть запасов может быть потеряна. При том, что снятие ограничений в связи со сделкой ОПЕК плюс потребует быстрого наращивания добычи.

Компании, разрабатывающие месторождения сверхвязкой и высоковязкой нефти, предлагают принять в отношении них решения, которые позволят продолжить эффективную разработку сверхвязкой нефти. Выходом мог бы временный инвестиционный вычет из НДПИ в качестве компенсации, системным решением - распространение на сверхвязкую и высоковязкую нефть режима НДД с выделением их в отдельную категорию», -пояснил позицию нефтяников вице-президент ЛУКОЙЛ.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин отметил, что перед российской нефтяной отраслью стоит задача эффективной монетизации имеющихся запасов всех категорий нефти. Для этого необходима донастройка фискального и инвестиционного режима, чтобы он был и привлекательным, и предсказуемым. "Мы ведем соответствующую работу с Минфином. При этом важно учитывать и важность наполнения бюджета в нынешней непростой экономической ситуации, связанной с пандемией и кризисом. Добыча сверхвязкой нефти гораздо сложнее и дороже монетизации традиционных запасов. Минэнерго поддерживает перевод месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти в режим НДД. Нужны правильные его параметры и гарантии стабильности режима в разумные, по возможности краткие сроки ", заявил Павел Сорокин.

Статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов пояснил позицию Минфина. Во-первых, он уверен, что развития негативного сценария с остановкой добычи на месторождениях сверхвязкой нефти не произойдёт. С его точки зрения, сегодняшнего курса доллара и цены на нефть на мировом рынке будет достаточно для того, чтобы снижения выручки компаний и налога на прибыль в бюджеты регионов не случилось. Минфин готов провести разработку параметров режима НДД для сверхвязкой и высоковязкой нефти в 2021 году для его введения в 2024 году после окончания сделки ОПЕК плюс, с тем, чтобы компании, имея понимание параметров и перспектив, могли инвестировать в проекты в 2022-23 годах. Что касается инвестиционного вычета, возможность его предоставления будет определяться показателями курса доллара и цен на нефть на мировом рынке.

Председатель комитета Государственной Думы по контролю и регламенту Ольга Савостьянова, представляющая в парламенте Республику Коми, обратила внимание участников совещания, что сам факт приезда в республику такой представительной делегации показывает степень обеспокоенности складывающейся ситуацией. «Конечно, такая ответственная компания как ЛУКОЙЛ, например, будет работать в Коми даже в сложившихся налоговых условиях. Но будет ли она развиваться, и будет ли вместе с ней развиваться республика? Налоги не могут быть ради налогов. Конечно, фактор наполнения бюджета важен, но нужно просчитать ситуацию на перспективу, дать возможность развития и планирования», - заявила Ольга Савостьянова.

Резюмируя дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный заявил: «мы пришли к тому, чтобы предложить Правительству РФ, Минфину, Минэнерго сейчас, не подвергая сомнению ранее принятые решения, проработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие не позднее 2024 года возможность перехода на режим НДД от добычи с участков недр, содержащих запасы сверхвязкой и высоковязкой нефти, с введением отдельной группы НДД или возможность применения инвестиционного налогового вычета по НДПИ при добыче этих видов нефти при условии заключения инвестиционного соглашения. Это позволит обеспечить поддержание объемов добычи нефти, сохранение и расширениеинвестиций, в том числе, обеспечивающих дополнительный прирост ВВП, развитие смежных отраслей, экономики и социальной сферы нефтедобывающих регионов».

Комитет по энергетике намерен продолжить работу над темой с тем, что системные решения были приняты до начала нового бюджетного процесса. На 16 марта намечено проведение круглого стола по налогообложению сверхвязкой и высоковязкой нефти.