119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Комитет Государственной Думы по энергетике отмечает значительный рост нефтегазовых доходов в бюджете на ближайшие три года

https://www.traditionrolex.com/42

 
9 октября 2023 Просмотров: 1635

Комитет рассмотрел проект федерального закона № 448554-8 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» на расширенном заседании с участием Министра энергетики Николая Шульгинова 9 октября 2023 года.

Законопроектом прогнозируется значительный рост поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2024 году по сравнению с 2023 годом с 8 863,5 млрд. рублей до 11 504,3 млрд. рублей (+29,8%). При этом доля нефтегазовых доходов по отношению к ВВП снижается с 6,4% ВВП в 2024 году до 5,6% ВВП к 2026 году на фоне изменения доли нефтегазового сектора экономики в ВВП.

На динамику поступлений нефтегазовых доходов, связанных с добычей и переработкой нефти, в 2024 - 2026 годах оказывает влияние изменение законодательства в части нефтегазового сектора. Прежде всего, это изменение установленного предельного дисконта по отношению к цене нефти сорта Brent, влияющего на поступления нефтегазовых доходов, завершение "налогового маневра", в рамках которого ставки НДПИ поэтапно увеличивались до 2024 года, а ставки вывозной таможенной пошлины на нефть снижались до нуля к 2024 году, переход с 1 января 2024 года на режим НДД недропользователей, добывающих нефть на участках недр, содержащих запасы высоковязкой и сверхвязкой нефти.

Определенную роль играет и корректировка действующего порядка расчета демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, оказывающая также косвенное влияние на ставку НДПИ и на поступления НДД (за счет учета в налоговой базе уплаченного НДПИ).

Что касается динамики поступлений нефтегазовых доходов, связанных с добычей и экспортом газа и газового конденсата, в 2024 - 2026 годах, здесь главную роль играет изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития.

При этом на поступления НДПИ на газ также оказывает влияние изменение введенного в 2023 году коэффициента Ккг в ставке, который характеризует изъятие дополнительной выручки компаний от индексации тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок, в том числе с учетом дополнительной корректировки тарифов в 2024 - 2025 годах. Кроме того, в 2026 году прекращается действие нормы, предусматривающей ежемесячное увеличение НДПИ на газ на 50 млрд. рублей для организаций - собственников объектов Единой системы газоснабжения, что снижает поступления в конце планового периода. В то же время на поступления НДПИ на газовый конденсат в 2024 году оказывает положительное влияние завершение "налогового маневра" за счет увеличения ставки налога.

Законопроектом об особенностях исполнения бюджета предусматривается изменение конструкции бюджетного правила с 2024 года (установление базовых цен на нефть (60 долларов США за баррель) и экспортируемый природный газ (250 долларов за 1000 кубических метров).

С учетом проектируемой нормы базовые нефтегазовые доходы могут составить в 2024 году – 9 683 217,5 млн. рублей, в 2025 году – 9 924 080,0 млн. рублей и в 2026 году – 9 569 839,9 млн. рублей. Таким образом, в прогнозируемом периоде могут быть сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 1 821 071,0 млн. рублей – в 2024 году, в 2025 году – 1 835 675,9 млн. рублей и 1 844 810,2 млн. рублей в 2026 году.

Расходы федерального бюджета в 2024 – 2026 годах составят 36 660,7 млрд. рублей, 34 382,8 млрд. рублей и 35 587,4 млрд. рублей соответственно. Расходы федерального бюджета в 2023 - 2025 годах по разделам классификации расходов бюджетов, в том числе по разделу "Национальная экономика" и подраздела "Топливно-энергетический комплекс" составят 3837, 5 млрд. руб. и 23,1 млрд.руб. в 2024 году, 3180,9 и 28,6 млрд. руб. в 2025 году, 3556,8 и 23,3 млрд. руб. в 2026 году. Подраздел "Топливно-энергетический комплекс" раздела "Национальная экономика" включает в себя мероприятия из трех Государственных программ Российской Федерации: "Развитие энергетики", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

В рамках своих полномочий Комитет по энергетике отвечает за рассмотрение Государственной программы РФ № 22 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"; Государственной программы РФ № 30 "Развитие энергетики", а также выступает соисполнителем при рассмотрении Государственной программы РФ № 47 "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие энергетики", в 2024 году составят 26 684,9 млн. рублей, в 2025 году - 31 897,5 млн. рублей и в 2026 году - 29 306,5 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", в 2024 году составят 78 239,2 млн. рублей, в 2025 году - 68 858,5 млн. рублей и в 2026 году - 78 763,4 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", в 2024 году составят 1 338 283,2 млн. рублей, в 2025 году – 1 174 177,3 млн. рублей и в 2026 году – 1 341 435,7 млн. рублей.

Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".

При этом, учитывая общее сокращение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", комитет обращает внимание на необходимость обеспечения устойчивых темпов развития атомной отрасли на фоне возрождения атомной энергетики во всех развитых странах мира. Уменьшение финансирования наукоемких направлений в российской атомной отрасли, такого как развитие малых АЭС, может привести к увеличению сроков реализации проектов и как следствие повышении конкуренции в атомной отрасли.



https://www.traditionrolex.com/42