119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Комитет Государственной Думы по энергетике провел расширенное заседание на тему «Возобновляемые источники энергии в России: проблемы и перспективы развития с учетом текущей ситуации»

 
22 марта 2023 Просмотров: 1575

Открывая мероприятие, председатель комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что цель по достижению углеродной нейтральности российской экономики к 2060 году, объявленная Президентом РФ Указом «О сокращении выбросов парниковых газов» и заложенная в Федеральном законе № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», не будет достигнута без активного развития возобновляемых источников энергии на территории нашей страны. Поэтому тема развития ВИЭ сохраняет свою актуальность, несмотря на внешние обстоятельства.

При этом внешнее давление и санкционный кризис создают существенные сложности для реализации программ ДПМ ВИЭ, из-за значительного ограничения в доступе как к инвестициям, так и к технологиям и оборудованию. Это уже привело к существенным сдвижкам по срокам как отборов проектов для второй программы ДПМ ВИЭ, так и по вводам в эксплуатацию проектов из первой программы.

Первый заместитель председателя комитета Валерий Селезнев, ответственный за работу над темой ВИЭ в Экспертном Совете при комитете по энергетике, обратил внимание участников заседания на то, что именно сегодня начинается прием заявок на отбор проектов для программы ДПМ ВИЭ объемом 17 млрд. руб., из которых на ветрогенерацию (ВЭС) отведено более 8 млрд., на солнечную (СЭС) – более 6 млрд., по малым ГЭС – более 2 млрд.руб.

При этом на рынке сохраняется значительная неясность, многие компании, работающие в отрасли ВИЭ, до сих пор не представили новых технологических партнеров. Доля отложенных вводов мощностей, которые должны были пройти в 2022г, составила 77,6%, в этом составит более 90%, в части объектов, вводы которых должны происходить до 2028 года, по прогнозам, составит 65%. В этой ситуации возникает вопрос о целесообразности проведения сейчас отбора проектов, которые с высокой долей вероятности не удастся реализовать.

Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов сообщил, что Правительством РФ в 2022 году принят ряд антисанкционных решений:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 912 предусматривалась возможность отказа от реализации проектов или переноса ранее намеченных обязательных сроков ввода объектов ВИЭ без применения штрафных санкций.

  • Перенос сроков был возможен не более чем на 24 месяца (30 месяцев – для малых ГЭС) с даты начала поставки мощности, указанной в договоре.

Таким образом, был выстроен механизм переноса сроков и даже полного отказа от реализации проектов по ДПМ с возвращением поддержки для ее учета при проведении очередных конкурсов.

По информации Минэнерго России, предоставленным правом на перенос даты поставки мощности воспользовались: по ДПМ 1.0: 10 организаций, объем поставки мощности – 1336 МВт; по ДПМ 2.0 – 8 организаций, объем поставки мощности – 1802 МВт; правом на отказ от исполнения обязательств воспользовались 2 организации, с объёмом поставки 459 МВт. На 2023 год перенесены сроки проведения отборов генерации на основе ВИЭ как на оптовом, так и на розничных рынках электрической энергии и мощности. Такая отсрочка дала возможность инвесторам адаптироваться к новым условиям работы в санкционном режиме, перестроить цепочки поставок компонентов и оборудования.

При этом он подчеркнул, что перенос сроков ввода проектов произошел не только в секторе ВИЭ, но и в секторе теплогенерации.

Целями запуска второго этапа программы поддержки обозначены:

  • повышение конкурентоспособности отрасли возобновляемой энергетики на внутренних и внешних рынках; 

  • усиление индустриальных компетенций; 

  • обеспечение экспорта высокотехнологичного оборудования и услуг на глобальном рынке. Объем программы поддержки нормативно не зафиксирован в мегаваттах.

С учетом текущей ситуации Минэнерго совместно с Минпромторгом провели работу по изменению критериев отборов проектов второй программы ДПМ ВИЭ. На данном этапе отборы проводятся по критерию минимального уровня комплексного показателя эффективности (аналог одноставочной цены), что позволяет при фиксированной нагрузке на потребителей обеспечить больший объем вводов высокоэффективной генерации ВИЭ: заявляемый показатель эффективности не должен превышать его утверждённое предельное значение для каждого вида технологии и на каждый год программы поддержки до 2035 года.

Также установлены дополнительные требования к потенциальным участникам программы как в части соответствия показателям по локализации энергооборудования, так и в части наличия портфеля экспортных поставок.

Подготовлена и запущена в реализацию дорожная карта по введению объектов ВИЭ в труднодоступных и изолированных территориях.

Член Правления – заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин, отвечая на вопрос о целесообразности проведения отборов проектов в сегодняшней ситуации, сообщил, что на данный момент потенциальными участниками подано достаточное количество заявок с финансовым обеспечением, что позволяет сделать вывод о том, что рынок готов к их проведению и отборы могут быть достаточно конкурентны.

По данным Ассоциации «НП Совет рынка» по результатам конкурсных отборов, проведенных в 2013-2020 годах (по программам ДПМ ВИЭ 1.0 и ДПМ ТБО), с учетом отказов от исполнения обязательств и переносов дат начала поставки мощности по договорам за период с 2014 год по 2026 год в рамках поддержки ВИЭ-генерации на ОРЭМ должно быть построено 237 объектов генерации суммарной установленной мощностью 5 741,34 МВт, в том числе 13 малых ГЭС (189,94 МВт); 105 ВЭС (3 428,1 МВт); 114 СЭС (1 788,3 МВт); 5 объектов термической переработки ТКО (335 МВт).

Введение критерия минимального уровня комплексного показателя эффективности (аналога одноставочной цены) стимулирует компании к оптимизации своих проектов, как по размещению, так и по технологиям для достижения максимально эффективной выработки электроэнергии. То обстоятельство, что вторая программа ДПМ ВИЭ фиксирует не объемы будущих вводов в мегаваттах, а объемы финансирования, что дает понимание общей нагрузки на рынок, который составит 360 млрд. руб. до 2035 года.   

Член Правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО «Системный оператор ЕЭС» Андрей Катаев обратил внимание участников расширенного заседания комитета на то, что в оценку стоимости объектов ВИЭ для энергосистемы входит не только стоимость самих объектов, но и стоимость мероприятий по их интеграции в энергосистему страны. Объем мощности, введенной по ДПМ ВИЭ 1.0, составляет менее 1% годовой выработки электроэнергии, в случае полной реализации ДПМ ВИЭ 2.0 этот показатель вырастет до 3%. Это не выглядит значимым показателем в масштабах страны, но становится системно значимым для отдельных регионов с большой доле выработки на ВИЭ, таких как Калмыкия и Астраханская область. В связи с этим становится важным введение в критерии отбора проектов ДПМ ВИЭ более жесткого критерия территориального размещения, поскольку для подключения новых объектов генерации ВИЭ требуется строительство новых сетей.

Также Андрей Катаев призвал не забывать, что ВИЭ, повышая экологичность генерации, не влияет на повышение надежности энергообеспечения, которое достигается только традиционной генерацией. В то же время, часть традиционной генерации является безуглеродной ( АЭС и ГЭС) или низкоуглеродной (природный газ) поэтому принимать решения по ВИЭ необходимо взвешенно, с учетом всех факторов.     

Директор Ассоциация развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев предоставил информацию о введенных в эксплуатацию проектах с начала действия программы поддержки ВИЭ-генерации на ОРЭМ по состоянию на 1 марта 2023 года. В рамках первого этапа программы поддержки ДПМ ВИЭ 1.0 на 1 марта 2023 года введено в эксплуатацию уже более 2 ГВт ветрогенерации - 24 электростанции суммарной установленной мощностью 2,2 ГВт, запланировано к вводу 1,2 ГВт. Основными участниками сектора ветрогенерации продолжают выступать три инвестора: Фонд развития ветроэнергетики (входит в контур управления ПАО «Фортум»), АО «НоваВинд» и ПАО «ЭЛ5-Энерго».

Знаковым событием стал ввод в эксплуатацию Кольской ВЭС в Мурманской области - это самый мощный ветропарк в мире, который находится за Полярным кругом.

Также в рамках первого этапа программы ДПМ ВИЭ 1.0 введены в эксплуатацию все объекты солнечной генерации - 70 электростанций суммарной установленной мощностью 1788,3 МВт. В части развития проектов малой гидрогенерации пик вводов в рамках ДПМ ВИЭ предстоит пройти в ближайшие годы: к завершению запланированы 91 МВт малых ГЭС, плановая дата ввода по которым просрочена. При этом общий объем выработки ВИЭ составляет меньше 1%, что значительно меньше, чем в других странах.

Что касается перспектив программ развития ВИЭ, АРВЭ считает важным сохранение конкуренции в отрасли и недопущение монополизации при отборах проектов ДМП ВИЭ 2.0. Это позволит привлечь новых участников, которые уже проявляют интерес к отборам, существенно снизить цену проектов. Введение новых критериев отбора позволит увеличить степень локализации в 2 раза. Общий отъем ожидаемых инвестиций, включая промышленное производство, до 2035 года может составить до 1,3 трлн. руб., а объемы вводимой мощности – порядка 11 ГВт.    

ВИЭ позволит заместить наиболее неэффективные виды тепловой генерации, снизить цены на РСВ и уменьшить общие объемы выбросов СО2 на 6%, или 19,4 млн. т. ежегодно к 2035 году.

В связи с этим АРВЭ считает необходимым продолжить государственную поддержку и стимулирование развития ВИЭ в текущей ситуации.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Председатель Правления РАВИ Сергей Морозов подчеркнул, что развитие ВИЭ стимулирует развитие энергетического машиностроения. Недобросовестное поведение иностранных компаний, ушедших из России, должно быть, по возможности, наказано штрафными санкциями, но главное сегодня – максимально поддержать российские компании, которые готовы начать производить необходимое электрогенерирующее оборудование, избежать тех же ошибок, что были допущены в отношениях с западными компаниями, только теперь с компаниями из Азии. Конечной целью должны быть 100% локализация и экспорт такого оборудования в третьи страны.

Заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко представил мнение промышленных потребителей энергии относительно ВИЭ, ведь именно на них приходится основная нагрузка по их поддержке в рамках ДПМ. Он попросил не забывать, что существуют другие способы снижения углеродного следа, такие как энергоменеджмент, повышение энергоэффективности, управление спросом, установка улавливающего оборудования, которые требуют меньше вложений и дают значительный эффект.

Значимого снижения цен на проекты ВИЭ, если смотреть по всему их жизненному циклу, не происходит, они по-прежнему намного выше среднемировых. В Сообществе потребителей энергии считают, что акцент надо смещать с ДМП ВИЭ на стимулирование добровольного спроса и шире задействовать другие меры поддержки ВИЭ.

Член Правления, первый заместитель Генерального директора ПАО «Русгидро» Роман Бердников обратил внимание участников заседания на то, что сегодня программа ДМП ВИЭ недостаточно ориентирована на поддержку малых ГЭС, при том, что, в отличие от ветровой и солнечной энергетики, развитие малой гидроэнергетики обеспечено современными российскими технологиями. Объемы отборов малой гидроэнергетики необходимо увеличивать.

В проект решения расширенного заседания Комитета вошли предложения рассмотреть возможность принятия дополнительных мер, необходимых для преодоления кризисных явлений в отрасли ВИЭ, в том числе:

  • снижение объемов финансового обеспечения для допуска к конкурсному отбору инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, на оптовом рынке с пропорциональным сокращением срока до расторжения ДПМ;

  • введение на розничных рынках возможности изменения плановой даты ввода объекта ВИЭ в эксплуатацию на срок до 24 месяцев от изначальной плановой даты ввода, указанной в схеме и программе развития электроэнергетики субъекта Федерации, без сокращения общего срока (15 лет), на который установлены долгосрочные цены (тарифы) на электроэнергию (мощность);

  • введение финансовых гарантий на розничных рынках электроэнергии через механизм заключения регуляторных соглашений;

  • утверждение на розничных рынках тарифа для ВИЭ в виде формулы, предусматривающей индексацию одноставочной цены, заявляемой инвестором на конкурсной отбор, от года проведения отбора к дате поставки электроэнергии.

Такой подход с возможностью учета макроэкономических параметров в течение срока возврата инвестированного капитала позволит снизить риски, увеличить количество участников на отборах инвестиционных проектов на розничных рынках электроэнергии.

Также в решение Комитета войдут предложения, которые будут поданы участниками дискуссии.