119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Комитет Государственной Думы по энергетике провел выездной круглый стол на тему: «О реализации проектов производства малотоннажного сжиженного природного газа»

https://www.traditionrolex.com/42

 
6 октября 2022 Просмотров: 1361

Мероприятие прошло 6 октября 2022 г. В качестве площадки был выбран город Югорск в Ханты-Мансийском автономном округе. ООО «Газпром трансгаз Югорск» – крупнейшее газотранспортное предприятие в мире, активно использует в своей работе транспорт на КПГ и СПГ, и депутаты получили возможность посмотреть обширный транспортный парк. Значительная часть показанной техники – отечественного производства, она надежно работает в суровых северных условиях, показывает хорошие результаты по экономичности и экологичности.

Открывая дискуссию, председатель комитета по энергетике Павел Завальный заявил, что расширение потребления газа на внутреннем рынке является одним из условий дальнейшего развития газовой отрасли страны в нынешней ситуации. Это позволит заместить часть объемов, выпадающих в связи с ожидающимся значительным сокращением экспорта на европейском направлении.

Потенциальный спрос на СПГ для нужд газификации потребителей России оценивается в 2024 году в диапазоне 2,3-4,2 млрд. м3, а к 2035 году – 7,4-9,8 млрд. м3. Ещё 10-15 млрд. – потенциал замещения жидких моторных топлив сжатым и сжиженным газом. Ключевая роль в производстве СПГ для внутреннего рынка отводится малотоннажным проектам.

Для Ханты-Мансийского округа, который представляет в Государственной Думе Завальный, с точки зрения СПГ-газификации перспективны населенные пункты Березовского и Октябрьского районов, которые находятся в пойме рек Оби, Сосьвы и Северной Сосьвы.

«Я убеждён, что сегодня жизненно необходимо расширять применение   малотоннажного СПГ для нужд энергетики и транспорта. При этом важно понимать, что газификация СПГ в действующей системе ценообразования на газ будет дороже, чем трубным газом, поэтому для соблюдения принципа социальной справедливости необходимо разработать специальную экономическую модель, меры господдержки, нормативную базу. Производство и доставка СПГ – не только энергообеспечение, это новые рабочие места, это возможности для малого бизнеса, это улучшение экологии населенных пунктов. Газ на территории районов есть – в Березово, Игриме, Андре, Приобье, в объемах, достаточных для малотоннажного СПГ завода. В регионе есть якорные потребители СПГ – компании с большим автотранспортным парком, который может быть переведен на газ. Так, у принимающей нас сегодня компании «Газпром трансгаз Югорск» уже есть серьезный и успешный опыт в этой части, что потенциально улучшает экономику таких проектов, ведь чем больше объемы производства, тем оно дешевле. По поручению Губернатора Югры Натальи Комаровой работу по составлению топливно-энергетического баланса округа, в рамках которого прорабатывается вопрос альтернативной газификации, ведет «Газпром промгаз». Поэтому Югра и, конкретно, город Югорск и стали площадкой для нашего мероприятия», ­– отметил Павел Завальный.

Заместитель Губернатора ХМАО-Югры Алексей Забозлаев отметил в приветственном слове, что Югра давно и серьезно занимается газификацией. Достигнутый уровень уже составляет 85,3% процента, и работа продолжается. Сегодня в регионе идёт строительство газопровода, который обеспечит надёжное газоснабжение Нефтеюганска, Пыть-Яха и приведет газ в поселки Каркатеевы и Зеленоборск. При этом ряд территорий, очевидно, не может быть газифицирован сетевым газом. При решении вопроса об их энергообеспечении необходимо учитывать и критерий надёжности, и критерии экологичности, и критерии экономической эффективности. И именно по последнему из критериев сжиженные газы проигрывают конкуренцию другим вариантам. Для улучшения показателей экономической эффективности СПГ-газификации необходимы решения о ее поддержке на федеральном уровне, в том числе, в части налогообложения. Нужны также решения, направленные на повышение доступности отечественных технологий и оборудования. Поэтому так важно, чтобы Югра стала регионом, где будет реализован пилотный проект создания малотоннажного СПГ-проекта для нужд транспорта и альтернативной газификации.

Первый заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин сообщил, что в общей стратегии развития отрасли СПГ малотоннажным проектам сегодня уделяется существенное внимание. Объем производства СПГ в России составляет почти 30 млн т., из них малотоннажного – порядка 122 тыс. т., из которых 65% идет на экспорт, более 20% на газомоторное топливо, 14% – на нужды газоснабжения.

В стране функционируют 10 малотоннажных СПГ-заводов, общей производительностью почти 200 тыс. тонн в год и фактической загрузкой порядка 60 %, при этом планируется к постройке (к 2035 году) еще около 30 заводов, и важно, в том числе за счёт создания нормативной базы так сконфигурировать рынок для этих заводов, чтобы их деятельность была рентабельной.

Конкурентным преимуществом малотоннажного производства сжиженного природного газа является то, что малотоннажные поставки сжиженного природного газа закрывают те рыночные ниши, которые крупнотоннажное производство и сетевой газ закрыть не могут, а именно наземный и водный транспорт, автономное газоснабжение: мобильная энергетика, в том числе плавучие электростанции. СПГ практически не имеет ограничений по объему производства и может быть получен в любом месте, где есть природный газ или метан. Доставка СПГ осуществляется преимущественно в криогенных танк-контейнерах, позволяющих осуществлять мультимодальные перевозки разными видами транспорта и хранение. Технологии производства малотоннажного СПГ в России успешно освоены, серийное производство танк-контейнеров также возможно.

В Российской Федерации за счет СПГ газифицировано 7 населенных пунктов (шесть – в Пермском крае, один – в Свердловской области) и 1,5 тысячи квартир и домовладений. Оптовые цены на СПГ не подлежат регулированию, за исключением населения.

Высокие капитальные и операционные затраты, связанные с производством СПГ, отражаются на цене для конечных потребителей. Ориентировочно на выходе из завода цена СПГ составляет 17-20 тыс. руб. за 1000 куб м.

Минэнерго, другими ФОИВ и компаниями реализуется «дорожная карта» по развитию рынка малотоннажного СПГ и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года». Ее реализация позволит снизить капитальные затраты на строительство заводов мини-СПГ и объектов потребления по малотоннажному производству СПГ на 30 %.

Важным направлением развития СПГ газификации является формирование новых центров потребления газа на базе «якорных потребителей» (котельные, небольшие промышленные потребители, транспорт), а также развитие сети Крио-АЗС и субсидирования строительства малотоннажных СПГ заводов. Это поможет обеспечить окупаемость малотоннажных заводов по производству СПГ и, как следствие, даст возможность для эффективного использования этого ресурса для газификации удаленных населенных пунктов.

Правительством РФ объем СПГ для автономной газификации оценивается к 2024 году в 2-4 млрд. куб.м., а к 2035 году – в диапазоне от 7 до почти 10 млрд. куб.м.

Уже определены критерии отнесения СПГ-проектов к малотоннажным, дальнейшую работу по разработке нормативной базы министерство предлагает вести, в том числе, на площадке комитета по энергетике.

Заместитель начальника управления ПАО «Газпром» Александр Михайлов доложил о реализации компанией проектов по использованию сжиженного природного газа. Сегодня годовая производительность малотоннажных комплексов сжижения природного газа составляет 59,4 тыс.тонн. Актуализированная программа компании по развитию газозаправочной инфраструктуры предполагает синхронизацию строительства объектов производства и сбыта СПГ, а именно строительство 247 газозаправочных объектов и 99 комплексов сжижения газа вдоль 24 дорог федерального значения. При этом Группа «Газпром» активно переводит свой автопарк на метан, динамика составляет более 2,5 тысяч единиц в год. Ожидаемые результаты к 2025г. – увеличение газифицированного парка почти на 10 тысяч единиц техники, снижение выбросов загрязняющих веществ на 50,7 тыс.т. и экономический эффект от замещения жидких топлив природным газом – 2529,2 млн.рублей.

Компанией уже создан и эксплуатируется первый в России маневровый паровоз на СПГ, водное прогулочное судно «Чайка», которое ходит в Югре, судно-бункеровщик «Дмитрий Менделеев».

Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Югорск» Пётр Созонов сообщил, что сегодня предприятие осуществляет транспортировку газа от месторождений Севера Западной Сибири потребителям европейской части страны, странам ближнего и дальнего зарубежья. Каждые сутки транспортируется порядка 1,2 млрд. кубометров газа. Всего за 56 лет работы в единую газотранспортную систему поступило более 17 Трлн.м3 газа, что более чем в пять раз превышает объем газа, потребляемого всеми странами мира за год.

Предприятие проводит системную работу по обеспечению экологической безопасности и снижению негативного воздействия на окружающую среду. По итогам 2021 года на 7 % снижены удельные выбросы парниковых газов при транспортировке природного газа; на 3% удельные выбросы оксидов азота в воздух. Перевод транспортного парка компании на сжиженный газ – часть этой работы, проводимой во всех подразделениях группы «Газпром». Это даёт экономический эффект порядка 500 млн.руб. в год. Что касается перспективных проектов ООО «Газпром трансгаз Югорск» для организации производства СПГ, это 3 комплекса ГРС Надым, ГРС г. Советский, ГРС, ГРС Сергино с производительностью одного объекта: 0,75 тонны СПГ в час (возможно увеличение до 1,5 тонны в час); 6000 тонн СПГ в год (с увеличением до 12000 тонн СПГ в год) для нужд своего автопарка.

При этом важно, чтобы развитие малотоннажного производства СПГ не свелось только к развитию транспорта. Для западной части Югры, для поселений в пойме рек СПГ – практически единственный шанс получить газ в домах. Поэтому необходим именно комплексный подход, общая экономическая модель и государственная поддержка для нужд и газификации, и транспорта. Не менее значимо одновременно разработать и нормативную базу по безопасности на всех этапах производства и применения малотоннажного СПГ.

Исполнительный директор АНО «Центр по реализации национальных проектов инфраструктурного развития Югры» Эдуард Кинцле доложил о развитии сетевой и альтернативной газификации в ХМАО-Югре. Работа ведётся совместно с ПАО ГАЗПРОМ. При общем показателе газификации более 85%, газифицированы все 16 городов округа и 66 поселков, а 112 населенных пункта не газифицированы. Трудности в газификации связаны с низкой плотностью населения (в негазифицированных пунктах проживает всего 3% населения), удаленностью этих поселений и газораспределительных систем, отсутствием рядом крупных промышленных и энергетических объектов. При этом, по оценкам экспертов, в этом году Югра достигла предельного уровня экономически эффективной сетевой газификации, что заставляет обратиться к альтернативным сценариям. Выработка одной гигакалории на СПГ без учёта транспортной составляющей обходится дешевле, чем нефть, электричество и дизель, но не может конкурировать с углем, сетевым газом и, щепой и дровами. Потенциал снижения стоимости находится в области логистики. Также, прежде, чем принимать решение о реализации проектов СПГ-газификации в регионе, важно проработать возможные тарифные решения, меры поддержки, включая перекрестное субсидирование и вопросы развития инфраструктуры хранения СПГ.

Генеральный директор ООО «Газпром промгаз» Николай Сторонский сообщил, что попытки построить экономически эффективную модель перевода их на газ предпринимались несколько раз, однако экономика не складывалась.

В 2022 г.  «Газпром промгаз» в рамках «Разработки прогнозного топливно-энергетического баланса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 – 2026 годы с оценкой до 2030» была вновь проработана модель экономической оценки укрупненных показателей проекта автономной газификации отдалённых населённых пунктов Березовского, Октябрьского и Ханты-Мансийского районов – потенциальных потребителей СПГ с численностью населения свыше 100 чел. В анализе учтена доставка СПГ (речной- и авто – транспорт). Суммарная годовая потребность в СПГ составляет 42 млн. куб.м. В качестве источника поставки СПГ рассматривалось строительство 2х заводов. Суммарные капитальные вложения и эксплуатационные затраты составляют 20 млрд. руб. Экономически обоснованная цена СПГ варьируется от 60 до 100 руб. за 1 куб.м. Таким образом, на данный момент, целесообразность строительства таких заводов находиться под вопросом. При этом прорабатываются различные варианты улучшения экономики проектов именно для Ханты-Мансийского округа, в том числе, варианты тарифных решений. Проработка экономической модели ведётся, в том числе, на площадке Российского газового общества, для чего создана специальная группа.

Вице-президент РГО Юрий Важенин доложил о ее работе. В частности, инициировано предложение по привлечению производственных мощностей СПГ, создаваемых сейчас ООО «Газпром трансгаз Югорск» для газификации отдаленных районов ХМАО-Югры сжиженным природным газом.

Основным документом, рассматриваемым на рабочей группе и содержащим экономические расчеты и показатели, является отчет АО «Газпром промгаз», который был выполнен по заказу АНО «Центр реализации национальных проектов». Юрий Важенин обратил внимание участников дискуссии, что, если в предварительных расчетах экономически обоснованная цена регазифицированного СПГ колебалась в пределах до 150 руб./ м3, то сегодня это уже 60-80 руб. Существует определенная уверенность, что с учетом оптимизации логистических цепочек и технических средств доставки и хранения СПГ можно будет достичь дополнительной экономии. Очевидно, что дополнительные задачи требуют дополнительных расходов, следовательно, необходимо определить объемы и источники финансирования.

Заместитель председателя комитета энергетике, заместитель руководителя комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Энергетика» Дмитрий Исламов отметил, что перевод карьерной техники с дизеля на сжиженный газ может стать одной из антикризисных мер, в которых сегодня нуждается угольная отрасль. Санкции в отношении угольных компаний, введение эмбарго на экспорт российского угля в Евросоюз серьезно ударили про отрасли и по угледобывающим регионам. Снижение себестоимости добычи угля в этих условиях остро необходимо, и оптимизация затрат на транспорт может сыграть значительную роль. Кроме того, перевод карьерной техники на СПГ способен серьезно улучшить экологическую обстановку в угольных регионах. В Кузбассе уже работает СПГ-проект, перевод техники идёт, это очень непросто и экономически, и технологически. Поэтому меры господдержки необходимы.

Ещё одна сфера, нуждающаяся в господдержке – извлечение и переработка метана угольных пластов. Это, прежде всего, решение проблемы безопасности угледобычи. Дмитрий Исламов предложил включить извлечение метана угольных пластов в Генеральную схему развития газовой отрасли и разработать пакет льгот для компаний, которые будут вести такую работу. Соответствующий законопроект разработан.

Председатель комитета Думы ХМАО – Югры по охране окружающей среды, экономической политике, промышленному, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Великий заявил, что он и его коллеги безусловно поддержат инициативу по реализации в Югре пилотного проекта по развитию малотоннажного производства СПГ для транспорта и автономной газификации. При этом важно, чтобы проект был именно комплексным.

Кирилл Молодцов, руководитель рабочей группы РГО по альтернативной газификации подчеркнул, что важно соблюдать принцип социальной справедливости, чтобы для граждан сетевая и альтернативная газификация стоили одинаково, и принцип социальности был соблюдён.

РГО подготовило пакет предложений, направленных на создание экономической модели альтернативной газификации. Среди них:

  • разработка механизма социально ориентированного ценообразования на рынках СУГ и СПГ; 
  • реализация мер поддержки рынков СУГ и малотоннажного СПГ, включая упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям; 
  • выделение льготного финансирования на реализацию проектов СПГ;
  • предоставление права экспорта СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, при условии направления не менее 75% СПГ на внутренний рынок;
  • внедрение механизма компенсации сезонной неравномерности потребления СПГ населением.

По итогам круглого стола Комитет по энергетике подготовит рекомендации в адрес профильных органов исполнительной власти. В них войдут предложения Правительству РФ:

  • разработать механизм социально ориентированного ценообразования на рынках СУГ и СПГ для целей газоснабжения населения, за счет мер господдержки, регулирования цен и объемов СПГ и СУГ для целей социальной газификации или формирования цен по принципу «затраты плюс» и адресного субсидирования каждого потребителя, принадлежащего к категории население, для установления цены продукта на уровне цены трубопроводного природного газа, с учетом теплотворной способности продуктов;

  • провести актуализацию топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации с учетом принятой экономической модели альтернативной газификации СПГ и СУГ;

  • рассмотреть возможность реализации следующих мер поддержки малотоннажного СПГ:

- упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям;
- выделение льготного финансирования на реализацию проектов производства, транспортировки, дистрибуции и использования СПГ;
- предоставление права экспорта СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, при условии направления не менее 75% СПГ на внутренний рынок;
- внедрение механизма компенсации сезонной неравномерности потребления СПГ населением, в том числе рассмотреть предоставление регионами квот на гарантированные объемы сбыта части СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, в качестве газомоторного топлива для бункеровки речных судов или топлива для генерации тепла:
- определить орган, ответственный за учет и контроль соблюдения условий экспорта СПГ, произведенного на малотоннажных заводах.

Также комитет предлагает ПАО «Газпром» рассмотреть возможность реализации в ООО «Газпром трансгаз Югорск» пилотного проекта создания малотоннажного производства СПГ для использования в качестве моторного топлива и для нужд автономной газификации.



https://www.traditionrolex.com/42