119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Необходимо принять решения по ЗОУИТ как можно скорее

 
17 ноября 2021 Просмотров: 9576

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования охранных зон и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (зон с особыми условиями использования территории, ЗОУИТ)

Мероприятие прошло 17 ноября 2021г. в онлайн формате.

Открывая дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что проблема зон минимальных расстояний до опасных производственных объектов, находящихся в населенных пунктах, остро стоит во многих регионах России. Множество объектов нефтяной и газовой инфраструктуры были построены в советское время по действовавшим в те времена СНИПам, раньше, чем объекты городской инфраструктуры, и сегодня вошли в противоречие с планами развития территорий. Одна из основных причин сложившейся ситуации - отсутствие до настоящего времени кадастрового учёта охранных зон и зон минимальных расстояний. Что, в свою очередь, привело к появлению в этих зонах жилья, социальных объектов и т.д. В связи с этим сегодня возникает конфликт интересов, так как по действующему законодательству в целях обеспечения безопасности в этих зонах запрещено постоянное нахождение людей.

Несмотря на то, что с принятием в 2018г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» были конкретизированы виды зон с особыми условиями использования территорий, определен порядок их установления и правовые последствия, связанные с их установлением, а также предусмотрены переходные положения для установления (признания) охранных зон, на сегодняшний день реализация обновленных положений значительно затруднена Это затрудняет реализацию национальных проектов, фактически блокирует градостроительную деятельность и влечет необходимость сноса большого количества объектов капитального строительства.

Комитет предварительно рассмотрел законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о зонах с особыми условиями использования территории», подготовленный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии РФ (Росреестром), подготовленный Росреестром, но еще не внесенный в Правительство РФ, и он вызывает много вопросов в связи с полным изменением подхода.

Так, законопроект предусматривает исключение из перечня видов ЗОУИТ охранных зон газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, в том числе сетей газораспределения и газопотребления, охранных зон объектов электроэнергетики, охранных зон гидроэнергетических объектов и охранных зон тепловых сетей. В качестве ЗОУИТ все дальнейшие правоотношения в части трубопроводного транспорта регулируются Законопроектом только как зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

По мнению Завального, такой подход не применим к объектам ТЭК. Законопроектом фактически снимаются все барьеры на строительство объектов и осуществление деятельности вблизи магистральных трубопроводов. Принимая во внимание статус магистрального трубопровода как источника повышенной опасности, это может привести к существенному росту аварийности, а также неконтролируемой застройке в охранных зонах, что только увеличит тяжесть последствий. Кроме того, законопроект, в случае его принятия, обесценит вся уже проведенную работу, направленную на совершенствование законодательства в части урегулирования взаимоотношений между собственниками земельных участков и владельцами объектов трубопроводного транспорта (договоры аренды, сервитуты и т. д.) и обеспечение публичного доступа к сведениям о границах охранных зон магистральных трубопроводов.

Заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак сообщил, что на сегодня в зонах минимальных расстояний до трубопроводной инфраструктуры расположено порядка 108 тысяч объектов, на компенсации при сносе которых потребуется более 300 млрд. руб. В то же время. из-за несоблюдения требований к охранным зонам, в них регулярно происходят аварии, число мелких инцидентов составляет несколько случае в неделю. Также за последние три года только на газопроводах высокого давления произошло 44 крупных аварии.

По мнению Минэнерго, при корректировке законодательства о зонах минимальных расстояний должны быть соблюдены несколько принципиальных подходов. Важно сохранить регулирование на уровне строительных норм и правил, обеспечить открытость и публичность сведений о зонах минимальных расстояний и охранных зонах в ЕГРН; в случае необходимости возмещения ущерба, нанесенного деятельностью третьих лиц в охранных зонах и зонах минимальных расстояний ответственность за него должна быть возложена на эти лица, а не на собственников объектов, к которым относятся зоны минимальных расстояний. В случае с зонами минимальных расстояний имеет смысл разрешить строительство в них с выставлением дополнительных требований к находящимся в них объектам по пожароопасности, устойчивости к внешнему воздействию и т.д., в случае же с охранными зонами в них однозначно не должно быть никаких объектов в виду реальной опасности. Кроме того, на будущее необходимо уменьшение зон минимальных расстояний с использованием риск-ориентированного подхода и новейших технологических решений для обеспечения безопасности людей и строений.

Как сообщил Евгений Грабчак, министерство энергетики также имеет вопросы к законопроекту, подготовленному Росреестром, о чем заявлено в Правительство РФ.

Статс-секретарь – Заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Бутовецкий сообщил, что сегодня в Правительстве действительно нет консолидированной позиции по вопросу о том, как корректировать законодательство о зонах с особыми условиями использования. При принятии 324-ФЗ предполагалось, что по каждому из видов зон будут подготовлены отдельные положения, разработанные именно с применением риск-ориентированного подхода и оптимизацией размеров зон, однако на практике никакого изменения подходов продемонстрировано не было. В результате сегодня складывается ситуация, в которой полное соблюдение требований к зонам с особыми условиями фактически приведет к остановке всей градостроительной политики и сделает невозможными инвестиции в данную отрасль. В конце 2019г. Было принято решение о продлении существующего регулирования до 1 января 2022 с целью разработки нового порядка регулирования ЗОУИТ, но на сегодня баланса между интересами градостроительства и обеспечением безопасности трубопроводов так и не было найдено, и встает вопрос о дальнейшем продлении действия существующего регулирования, например, до 2025 года. Однако, это приведет к увеличению количества судебных исков о сносе объектов и возникающих убытках, росту социальной напряженности.

Заместитель Председателя Правления ПАО «НОВАТЭК» Эдуард Гудков также отметил, что сегодня налицо конфликт интересов собственников объектов, которые уже построены или строятся в зонах минимальных расстояний для трубопроводов, и собственников трубопроводов, ответственных за обеспечение их безопасности. Существующее законодательство, по сути, не устраивает никого.

По мнению представителя ПАО «НОВАТЭК», отмена охранных зон категорически недопустима. Что касается зон минимальных расстояний, здесь действительно целесообразно предусмотреть возможность их сокращения при четком определении требований по безопасности и мер по их соблюдению. Принципиально важно обеспечить публичность сведений о местоположении границ зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов через внесение их в ЕГРН.

Начальник технического отдела ПАО «Трансаммиак» Наталья Ларина обратила внимание участников круглого стола на то, что сегодня в России действует всего один аммиакопровод, и это — объект первой категории опасности, гораздо более потенциально опасный, чем все остальные трубопроводы. При этом сегодня законодательство не учитывает его специфики, и нормативной базы, которая регламентировала бы безопасность охранных зон и зон минимальных расстояний именно до аммиакопровода, не существует. По мнению представителя ПАО «Трансаммиак», с учетом специфики, необходимо сохранение и охранных зон, и зон минимальных расстояний до аммиакопровода в полном объеме, а также сохранение разрешительного характера деятельности в этих зонах, чтобы дать возможность собственникам тех же газопроводов, идущих в общих зонах с аммиакопроводом, что-то ремонтировать, но с соблюдением полного контроля над безопасностью этих работ.  

Исполнительный директор Российского газового общества Николай Исаков доложил о работе по подготовке проектов нормативных правовых актов, связанных с установлением, изменением и прекращением существования охранных зон трубопроводов и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, которая ведется на площадке РГО по поручению министерства энергетики РФ. В рабочей группе принимают участие представители практически всех компаний — собственников трубопроводов. На сегодня готовы проекты положений по газораспределительным сетям и магистральным и промысловым газопроводам, здесь удалось достичь консолидированной позиции. Также все участники рабочей группы согласны с тем, что, в случае отказа от зон минимальных расстояний, особенно важно обеспечение публичности сведений о границах минимальных расстояний до объектов трубопроводной инфраструктуры и введение риск-ориентированного подхода с четким обеспечением требований как к собственникам трубопроводов, так и к тем, кто владеет объектами в границах минимальных расстояний до них.

По мнению председателя комитета по энергетике Павла Завального, необходимо принять решения по ЗОУИТ как можно скорее, в связи с чем продление существующих норм регулирования дольше, чем на год, представляется нецелесообразным. Что касается сути решений, нужно найти оптимальный баланс, который позволит более гибко подходить к обеспечению безопасности каждого конкретного трубопровода и населённого пункта. Нужно заложить механизм, который за счет разного рода инженерных, технических и организационных мероприятий по повышению безопасности и надёжности трубопроводов, декларации обоснования безопасности, позволил бы уменьшать зоны минимальных расстояний вплоть до границ охранных зон. Главное условие - чтобы была обеспечена безопасность людей.

Проект рекомендаций комитета по энергетике содержащий предложения к профильным органам государственной власти всех уровней, будет доработан в течение ближайших двух недель.