119261, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 7, корп. 5

Перспективы развития российской энергетики в условиях европейского углеродного регулирования

 
11 ноября 2021 Просмотров: 759

Председатель комитета Госдумы по энерегетике, Президент РГО выступил на энергетическом форуме «Перспективы развития российской энергетики в условиях европейского углеродного регулирования», прошедшем онлайн 10 ноября 2021г. в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

«На мой взгляд, нет никакого смысла спорить о том, что стоит за намерением развитых стран Запада скорее перейти к низкоуглеродной модели развития: искренняя обеспокоенность будущим планеты или желание снизить зависимость от стран-экспортеров углеводородов и выиграть в глобальной конкуренции. Запад прагматичен, и всегда таким был. Он стремится укрепить собственное экономическое и технологическое превосходство, том числе, за счет налогообложения внешних экономик при помощи трансграничного углеродного регулирования, СВАМ. Более того, я убежден, что в отношении России это будет сопровождать максимальная политизация всей тематики выбросов, учета их объемов и динамики снижения. Поэтому, разрабатывая свою систему учета и верификации выбросов, нам важно сразу ориентироваться на международные подходы, чтобы не давать шансов ущемлять нас.

Углеродное регулирование может быть более жестким, таким как углеродные сборы, так и более мягким, как внедрение тех же зеленых облигаций и белых сертификатов. Пока в России законодательство идет по более мягкому пути. ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», принятый в этом году, предусматривает обязательную отчетность крупнейших эмитентов, но добровольную сертификацию снижения выбросов. На первом этапе это правильно – нам нужно научиться считать выбросы и понять цену вопроса.

Но затем, я думаю, нам придется действовать более жестко. Пакет «Fit for 55», утвержденный ЕС, предполагает введение СВАМ уже в 2026 году. В нем заложена возможность для импортеров уменьшить платежи ЕС на сумму углеродного налога, уплаченного в стране, откуда экспортировались товары, но в зачет будут приниматься только оплата углеродного налога или цены на углерод, а никакие зеленые сертификаты учитываться не будут. Так что, учитывая значимость для нас европейского рынка, нам придется в каком-то виде вводить сборы, чтобы наши компании платили их в российский бюджет, а не в европейский.

При этом у нас есть прекрасная возможность снижать выбросы СО2 и вести декарбонизацию нашей экономики через энергосбережение. Энергоемкость нашего ВВП значительно превышает аналогичный показатель большинства развитых стран мира. Низкая цена на энергоресурсы не стимулирует ни большую энергетику, ни промышленность, ни коммунальную сферу к экономии. В условиях, когда собственно экономических стимулов не хватает, государству нужны какие-то административные инструменты. Таким инструментом может стать углеродный сбор на национальном уровне. Введение отложенной платы за выбросы заставит производителей искать такие технологии, которые позволят их сократить, и заодно повысит энергоэффективность производств, коммунальной сферы, и так далее.

В связи с этим не могу не отметить, что нам необходимо еще раз обратить внимание на то, как мы проводим модернизацию нашей энергетики. Если   мы продолжим отбирать проекты по программе КОММОД по критерию минимальной цены, фактически сводя ее к капитальным ремонтам, мы рискуем в будущем создать проблемы для всех отраслей, производящих экспортную продукцию с использованием этой электроэнергии. Нам необходимо проводить энергоэффективную низкоуглеродную модернизацию электроэнергетики. И параллельно формировать другое общественное отношение к декарбонизации», - полагает Павел Завальный.